Святитель Григорий Двоеслов

Прообразы. Святитель Григорий Двоеслов
Поделиться

Святитель Григорий ДвоесловВо все времена святые были и есть для писателей и поэтов источником  творческого вдохновения. И зачастую образ святых, живших несколько веков назад, помогал автору осмыслить современные события и найти ответы на трудные, казалось бы, неразрешимые вопросы.

  Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

 Сегодня мы говорим о святителе Григории Двоеслове и стихотворении Максимилиана Волошина «Преосуществление».

Место действия — Рим. Время действия — 6-й век нашей эры.

ВОЛОШИН  (Аверин Аркадий)

В глухую ночь шестого века,

Когда был мир и Рим простерт

Перед лицом германских орд,

И Гот теснил и грабил Грека,

И грудь земли и мрамор плит

Гудели топотом копыт,

И лишь монах, писавший «Акты

Остготских королей», следил

С высот оснеженной Соракты,

Как на равнине средь могил

Бродил огонь и клубы дыма,

И конницы взметали прах

На желтых Тибрских берегах»…

  Стихотворение «Преосуществление» Максимилиан Волошин написал в Коктебеле 17 января 1918 года, когда многим стало ясно: Российская империя пала — так же, как некогда могущественный и казавшийся незыблемым Рим.

  В стихотворении Волошина встречаются два не названных по имени действующих лица.

  Монах, писавший «Акты Остготских королей» готский историк 6 века Иордан. Это он с горы Соракта неподалеку от Рима наблюдает, как войска остготов под предводительством ТотИлы грабят «вечный» город, который оказался не вечен.

  Второй герой назван просто «Папа». И это, несомненно, святитель Григорий Первый Великий, римский папа или, как его ещё называют  —  святитель Григорий Двоеслов.

  Григорий был ребенком из семьи богатого римского патриция, когда остготы под предводительством Тотилы ворвались в Рим и увели  из города множество пленных. Улицы и площади Рима были безлюдны. Среди разоренных домов, разбитых статуй, покрытых копотью триумфальных арок бродили голодные собаки, ослы, изгнанные из императорских парков павлины.

ВОЛОШИН (Аверин Аркадий)

И сорок дней был Рим безлюден.

Лишь зверь бродил средь улиц. Чуден

Был Вечный Град: ни огнь сглодать,

Ни варвар стены разобрать

Его чертогов не успели.

Он был велик, и пуст, и дик,

Как первозданный материк.

В молчанье вещем цепенели,

Столпившись, как безумный бред,

Его камней нагроможденья –

Все вековые отложенья

Завоеваний и побед…»

Максимилиан Волошин писал о Риме 6 века — а перед глазами у него были разоренные Петербург и Москва после большевистского переворота.

Но вовсе не случайно в этом стихотворении возникает величественная фигура святителя Григория Двоеслова, папы Римского.  

Григорий, принадлежащий к знатной римской фамилии Анициев,  принял монашество и  устроил в своем роскошном доме в центре Рима монастырь апостола Андрея Первозванного. Он и думать не думал, что его изберут епископом Рима или римским папой.

 Это было время, когда Рим находился под натиском варваров — в городе уже не работал сенат, суды, большинство государственных мужей покинули свои мраморные дворцы. Римский папа Григорий Первый, фактически, стал негласным правителем Рима и делал все возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь своих сограждан.

  Из церковной казны кормил тысячи нищих, распоряжался даже войсками, охранявшими стены, от своего имени, к неудовольствию сидящего в Константинополе императора МаврИкия заключил перемирие с лангобардами.   

  Римский папа Григорий Первый находился рядом со своими согражданами во время страшного наводнения Тибра, эпидемии бубонной чумы и осады стен войском вандалов. 

  В своей проповеди в соборе Святого Петра (многие из них были записаны и сохранились с 6 века!) святитель сказал, что принял на свое попечение Церковь, когда она стала похожа на ветхое судно с пострадавшей обшивкой. Кажется, в него отовсюду проникает вода и все предвещает близкое крушение, но…

ВОЛОШИН:

И в этот безысходный час,

Когда последний свет погас

На дне молчанья и забвенья,

И древний Рим исчез во мгле,

Свершалось преосуществленье

Всемирной власти на земле…

 О каком же таком преосуществении пишет Максимилиан Волошин?

 В поэтической форме он, по сути, передает мысль, которую в своем знаменитом труде «История города Рима в средние века» высказывает    

немецкий историк Фердинанд Грегоровиус.

«Варварство, как густое облако пыли, поднимаемое разрушающимся зданием, нависло над Римской империей»… Здание древнего и еще недавно самого могущественного на земле государства рухнуло. Но оказалось, что под его руинами есть твердый фундамент, который стал новым основанием для всей жизни Европы — Церковь».

  Вот оно — то самое преосуществение, которое Максимилиан Волошин желает и для пережившей революцию Российской империи.

ВОЛОШИН:

Орлиная разжалась лапа

И выпал мир. И принял Папа

Державу и престол воздвиг.

И новый Рим процвел –  велик

И необъятен, как стихия.

Так семя, дабы прорасти,

Должно истлеть…

Истлей, Россия,

И царством духа расцвети!

  По преданию, свою самую известную книгу «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов» папа Григорий Первый писал в конце 593 – начале 594 года, когда Рим осаждало войско вандалов под предводительством короля Агилульфа.

 «Собеседования» написаны в форме диалога, который папа Григорий ведет со своим собеседником, диаконом Петром. Потому в Древней Руси автора этой книги, папу Григория Первого стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог», или Григорием-собеседником.

  Рим осаждают варвары — а папа Григорий пишет книгу о святых чудотворцах Италии, чтобы укрепить веру соотечественников и напомнить, что все в мире делается по воле Бога.

  В России идет гражданская война и устанавливается новая, безбожная власть — и поэт Максимилиан Волошин пишет стихотворение «Преосуществление» напоминая всем о великой вере святителя Григория Двоеслова.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...