Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. В тот года император повелел провести всенародную перепись во всей своей империи, в том числе и в Палестине. У евреев был обычай вести перепись и родословную по родам, у каждого был свой город или географическая местность. Богородица и праведный Иосиф оба были из рода царя и пророка Давида и отправились на свою родину - в Вифлеем. Но в городских гостиницах они не нашли ни одного свободного места. Они приютились в пещере, где было устроено стойло. Среди сена и соломы, вдалеке от человеческого жилья и участия родился Спаситель мира. Богомладенца положили в деревянную кормушку для скота - ясли. Церковь в поэтической форме так воспевает это событие: «Таинство странное вижду и преславное, Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог». Рождество Христово стало одним из главных христианских праздников.
Когда на окраине Вифлеема, в пещере для домашнего скота родился Спаситель мира, немногие узнали о случившемся чуде. Евангелие от Луки рассказывает, что радостную весть о Рождестве Богомладенца ангел Господень возвестил пастухам, охранявшим стада неподалеку. «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Обыкновенные пастухи первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Богословы так трактуют это событие. Первыми Спасителю поклонились люди простые, жившие так, как их праотцы Иаков, Моисей и Давид. Те тоже пасли скот и знали что такое труд. Первыми проповедниками и евангелистами Христа стали пастухи - незлобные искренние открытые сердцем люди.
В Евангелии от Матфея содержится рассказ о том, как поклониться Богомладенцу пришли волхвы с востока. Эти языческие жрецы, астрологи, и предсказатели увидели новую необыкновенную звезду, засиявшую на небосклоне. Они отправились к ней, понимая, что она означает рождение небывалого человека. Волхвы-язычники, служащие звездам, шли поклониться Солнцу правды. Они всю жизнь искали истину и получили вознаграждение за свое упорство. Мы не знаем, из одной ли страны были они родом, или из разных краев. Но их паломничество значило одно - Спаситель пришел не к какому-то отдельному народу, а ко всему миру. Звезда привела волхвов прямо в пещеру Богомладенца. Они принесли ему свои дары: золото - знак царской власти, ладан - символ священства и пряное благовоние смирну или мирро, которым, в том числе, умащали тела усопших. Так они возвещают и служение Христово, и мученичество, и торжество Его через Воскресение. Есть предание, в котором говорится, что волхвы позднее приняли крещение от апостола Фомы и сами стали проповедниками Благой вести.
День Рождества Христова - один из двенадцати великих христианских праздников, которые по славянской традиции называются двунадесятыми. Известно что Спаситель мира родился не в тепле и уюте, а на окраине Вифлеема, в пещере, где укрывался во время грозы скот. Место это известно и сейчас там находится Базилика Рождества Христова. По видимому, это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Базилику Рождества заложила равноапостольная императрица Елена, мать императора Константина Великого. Она совершила паломничество в Святую Землю в середине тридцатых годов четвертого века. Историческое здание храма несколько раз страдало от войн и пожаров и практически не сохранилось. Под амвоном базилики находится святыня - пещера Рождества. Место рождения Богомладенца Христа расположено в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Впервые на русском языке пещеру Рождества описал игумен Даниил Паломник, в начале двенадцатого века странствовавший по Святой Земле.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.