Святой равноапостольный великий князь Владимир. Часть 1.
Святой равноапостольный великий князь Владимир родился в 962 году. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Владимира рано отобрали у матери, он воспитывался в Киеве, при дворе своей бабки. Но еще долго его преследовало презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни». Первые шесть лет своего княжения Владимир провел в военных походах, лично возглавив дружину. При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять единое целое и называться русскими. В то время князь был яростным язычником. Далеко не сразу Владимир пришел к христианству. Летопись рассказывает о том, что ему предлагали принять свою веру волжские болгары-мусульмане, латиняне, хазарские евреи. Владимир отправил послов в разные страны, чтобы те своими глазами увидели, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев из Константинополя, послы рассказали князю о красоте византийского богослужения: «Не знали - на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Владимир согласился с тем, что византийская вера лучше всех остальных, и Русь приняла Крещение.
Святой равноапостольный великий князь Владимир. Часть 2.
Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным. Благодаря князю Владимиру в конце десятого века Русская земля приняла христианство и это событие определило весь ход нашей истории. Православная вера совершенно изменила самого князя Владимира. Услышав евангельские слова «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут», Владимир стал творить множество добрых дел. Он разрешил всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему нужно – еду, питье или деньги. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь велел развозить для них по городу пропитание. Недаром в память народа киевский князь вошел с ласковым прозвищем Владимир Красное Солнышко. Князь Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Его оплакивали все киевляне - и бояре, и нищие. Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в одиннадцатом веке. А еще через два столетия он был причислен к лику святых.
7 февраля. О грехе ненависти
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
Сегодня 7 февраля. День памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, жившего в четвёртом веке. Он наставлял: «Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом».
О грехе ненависти — протоиерей Василий Гелеван.
Ненависть — это такое злодеяние, которое происходит сразу из нескольких источников. И основа всему, как всегда, гордыня. Гордость дает человеку право осуждать других. А вслед за осуждением есть непрощение. Ведь и гордость можно вылечить, и от осуждения можно отказаться. Об этом и Господь Иисус Христос учит: «Не осуждайте, не судите, да не судимы будете. Каким судом мерите, таким и вам отмерено будет». Но если человек не может простить, тогда нужно вспомнить молитву перед причащением, где сказано: «Прежде причастия, примирись с опечалившим тебя». С опечалившим тебя, а тут ты сам опечалил, ты сам ненавидишь. Причем интересно, часто тот, кого ненавидит, даже и не подозревает об этом. То есть это проблема сугубо внутренняя самого человека, который ненавидит, который осуждает и не прощает. И, пожалуй, самым убедительным аргументом к тому, чтобы отказаться от ненависти, является одна простая аналогия. Ангел, сотворенный Богом, возненавидел все вокруг и вечно ненавидит всех. Имя ему — Сатана. И когда ты ненавидишь, ты уподобляешься ему, а не Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 февраля. О личности и жизни Петра Струве
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 7 февраля. В этот день в 1870 году родился общественный и политический деятель России Пётр Струве.
О его личности и жизни — протоиерей Артемий Владимиров.
Его биография вкратце очень типична для представителей русской интеллигенции. Когда знакомишься с ней, то думаешь: может быть, это об отце Сергии Булгакове идет речь? Тоже марксист, тоже экономист, тоже принимает участие в оппозиции в отношении государственного царского строя в России. Пишет личные записки государю Николаю Александровичу II, извещает его о том, что они на разных сторонах баррикад. Но вот революция. Вынужденная эмиграция. Годы идут, и протестное состояние у этого образованнейшего русского человека сменяется поиском глубины. Это глубина религиозного самосознания. Так что конец его творческой деятельности уже сопряжён с молитвой о возрождении, религиозном возрождении в России. Он осмысляет для себя понятие русской нации как носителей духовного начала, государственности как внешних скреп, которые помогают церкви утверждать на земле проповедь Евангелия. Говорит о личности и личностном начале, без которого человек может превратиться в животное.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 февраля. О звании и избрании
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 1-й главе 2-го Соборного Послания апостола Петра есть слова: «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнётесь».
О звании и избрании — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Как замечает апостол Павел, чтобы никто из нас не хвалился какими-либо добродетелями или делами, уничтожая гордость, источник всех зол на корню, он сказал: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира, и уничижённое, и ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Таким образом, избрание зависит от Бога. Действительно, с одной стороны, Творец объективно знает, что мы своей силой не смогли бы преодолеть грех в собственной природе, поэтому Он простирает нам руку помощи и приходит в этот мир. С другой стороны, чтобы исцелённый от греха человек не вздумал себе приписать победу, и тем самым не натворив ещё хуже своих прародителей Адама и Евы, Христос обращается к своим ученикам и говорит: «Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». Ценность же выбора человека в том, что он свободно откликается на призыв Спасителя идти за ним. Поэтому апостол Пётр увещевает первых христиан, чтобы они не потеряли достоинства избранных учеников Господа и, утверждаясь в делах благочестия, ещё крепче держались выбранного пути.
Все выпуски программы Актуальная тема