
Источник фото: pravoslavie.ru
Православная вера берет свое начало на африканском континенте в 1-ом веке, когда на его землю ступила нога первого христианского проповедника – апостола Марка. Евангелист утвердил Православную Церковь на северном побережье Африки, в Египте, и стал ее первым епископом. Так появился один из старейших Патриархатов – Александрийский.
Первыми христианами континента были в основном греки и египтяне. Состав общины оставался неизменным до 30-ых годов 20 века. Благодаря усилиям миссионеров местные народы южнее Сахары потянулись к христианству. Причем часто стали переходить именно в Православие. И сегодня православных среди коренного населения - ни много ни мало - шесть миллионов!
На восточном побережье Африки находится динамично развивающаяся страна Кения. Более четверти ее населения - христиане. Из них более полумиллиона человек - православные. Количество православных храмов в Кении приближается к сотне. Хотя "храм" - это громко сказано. В центральной Африке каменные церкви можно пересчитать по пальцам, и находятся они в крупных городах. На территории же небольших племен, которых на "черном континенте" множество, богослужения проводятся в очень скромных постройках. Дощатые стены, земляной пол и крест на крыше - вот и все нехитрое здание церкви. Повесили на соседнее дерево колокол - считай, есть колокольня. Внутри храма - небольшой иконостас. Иногда стены расписаны местными мастерами. Изображения святых яркие и очень простые - их словно сделал ребенок. В церкви стоят скамейки и стулья. В некоторых храмах есть даже электричество. По местным меркам, это большая роскошь.

Источник фото: pravoslavie.ru
Масаи - африканское племя, проживающее в саванах на самом юге Кении. Здесь удивительным образом уживаются современная цивилизация, православная вера и традиционный уклад жизни. Во владениях масаи на границе с Танзанией стоит церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Она представляет собою сарай, обшитый листами железа со всех сторон. Так можно защититься от ветра. Но представьте себе, как накаляется крыша церкви летом! Однако, в любую погоду в ней полно людей. В планах общины на ближайшее будущее - завершить строительство новой просторной церкви, на этот раз из глиняных блоков. Деятельность православного храма не ограничивается богослужением. Настоятель Константино-Еленовской церкви, отец Марк Мва́нги Кибу́и, и его супруга, матушка Элис, помогают двум десяткам сирот, которые живут в приемных семьях. Три-четыре раза в год отец Марк организует у стен храма бесплатные медицинские осмотры. На средства от пожертвований приглашаются врачи, покупаются лекарства. Желающих пообщаться с доктором много: беднякам платные медицинские услуги просто не по карману.
Масаи, как и африканцы в целом, открытый и дружелюбный народ. Они искренне радуются гостям и с интересом слушают проповеди миссионеров. А самый большой подарок общине - это православное облачение и нательные крестики для прихожан. Здесь очень трудно достать и то, и другое. Батюшки носят рясы по 10-15 лет, пока те не изнашиваются до дыр. Тогда можно обратиться к епископу за новыми, или надеяться, что одежды привезут гости. Богослужебные книги тоже редкость, поэтому они бережно хранятся, переплетаются и передаются из поколения в поколение. В большом ходу рукописные книги. Литургия для африканцев это всегда праздник. Хора как такового здесь не существует. А песнопения поет весь приход. После службы коренное население исполняет традиционные танцы и песни под барабаны прямо в храме, или в церковном дворе.
Если вы считали Африку землей примитивных обычаев и воинствующих племен, то вы будете приятно удивлены. Коренное население к нам куда ближе, чем кажется. А Православие на континенте укрепляется с каждым годом. Северная часть Африки традиционно более развита и богата, здесь много храмовых сооружений. Но при первой же возможности арендуйте машину и отправляйтесь в страны южнее Сахары, например, в Кению, или Уганду. И не забудьте про подарки для местных жителей - иконки и нательные крестики. Они будут вам очень благодарны.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.