
Источник фото: pravoslavie.ru
Православная вера берет свое начало на африканском континенте в 1-ом веке, когда на его землю ступила нога первого христианского проповедника – апостола Марка. Евангелист утвердил Православную Церковь на северном побережье Африки, в Египте, и стал ее первым епископом. Так появился один из старейших Патриархатов – Александрийский.
Первыми христианами континента были в основном греки и египтяне. Состав общины оставался неизменным до 30-ых годов 20 века. Благодаря усилиям миссионеров местные народы южнее Сахары потянулись к христианству. Причем часто стали переходить именно в Православие. И сегодня православных среди коренного населения - ни много ни мало - шесть миллионов!
На восточном побережье Африки находится динамично развивающаяся страна Кения. Более четверти ее населения - христиане. Из них более полумиллиона человек - православные. Количество православных храмов в Кении приближается к сотне. Хотя "храм" - это громко сказано. В центральной Африке каменные церкви можно пересчитать по пальцам, и находятся они в крупных городах. На территории же небольших племен, которых на "черном континенте" множество, богослужения проводятся в очень скромных постройках. Дощатые стены, земляной пол и крест на крыше - вот и все нехитрое здание церкви. Повесили на соседнее дерево колокол - считай, есть колокольня. Внутри храма - небольшой иконостас. Иногда стены расписаны местными мастерами. Изображения святых яркие и очень простые - их словно сделал ребенок. В церкви стоят скамейки и стулья. В некоторых храмах есть даже электричество. По местным меркам, это большая роскошь.

Источник фото: pravoslavie.ru
Масаи - африканское племя, проживающее в саванах на самом юге Кении. Здесь удивительным образом уживаются современная цивилизация, православная вера и традиционный уклад жизни. Во владениях масаи на границе с Танзанией стоит церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Она представляет собою сарай, обшитый листами железа со всех сторон. Так можно защититься от ветра. Но представьте себе, как накаляется крыша церкви летом! Однако, в любую погоду в ней полно людей. В планах общины на ближайшее будущее - завершить строительство новой просторной церкви, на этот раз из глиняных блоков. Деятельность православного храма не ограничивается богослужением. Настоятель Константино-Еленовской церкви, отец Марк Мва́нги Кибу́и, и его супруга, матушка Элис, помогают двум десяткам сирот, которые живут в приемных семьях. Три-четыре раза в год отец Марк организует у стен храма бесплатные медицинские осмотры. На средства от пожертвований приглашаются врачи, покупаются лекарства. Желающих пообщаться с доктором много: беднякам платные медицинские услуги просто не по карману.
Масаи, как и африканцы в целом, открытый и дружелюбный народ. Они искренне радуются гостям и с интересом слушают проповеди миссионеров. А самый большой подарок общине - это православное облачение и нательные крестики для прихожан. Здесь очень трудно достать и то, и другое. Батюшки носят рясы по 10-15 лет, пока те не изнашиваются до дыр. Тогда можно обратиться к епископу за новыми, или надеяться, что одежды привезут гости. Богослужебные книги тоже редкость, поэтому они бережно хранятся, переплетаются и передаются из поколения в поколение. В большом ходу рукописные книги. Литургия для африканцев это всегда праздник. Хора как такового здесь не существует. А песнопения поет весь приход. После службы коренное население исполняет традиционные танцы и песни под барабаны прямо в храме, или в церковном дворе.
Если вы считали Африку землей примитивных обычаев и воинствующих племен, то вы будете приятно удивлены. Коренное население к нам куда ближе, чем кажется. А Православие на континенте укрепляется с каждым годом. Северная часть Африки традиционно более развита и богата, здесь много храмовых сооружений. Но при первой же возможности арендуйте машину и отправляйтесь в страны южнее Сахары, например, в Кению, или Уганду. И не забудьте про подарки для местных жителей - иконки и нательные крестики. Они будут вам очень благодарны.
17 ноября. О том, как правильно молиться о наследственных делах

В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова, обращённые ко Христу: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство».
О том, как правильно молиться о наследственных делах — протоиерей Илья Кочуров.
Мы можем молиться Богу и просить Его и о наших повседневных нуждах. Во время богослужения мы молимся и о благорастворении воздухов, и о изобилии плодов земных. Наследство, которое получает человек, тоже является неким земным благом. И если оно используется на благо, то оно является само по себе тоже благом.
Конечно, можно молиться и о наследственных делах, если речь идёт о том, что человек просит Господа, чтобы ему помочь избежать или как-то перенести с небольшой потерей духовной и материальной какие-то наследственные издержки. Если же речь идёт о том, что человек хочет отнять у кого-то наследство, или вырвать у кого-то, или там устроить какой-то ненормальный делёж, то, конечно, о таких, скажем, неблаговидных нравственных деяниях мы, конечно, не молимся.
Мы молимся так: «Да будет воля Твоя». И если Господь подаёт человеку какое-то благо, а чаще всего наследство — это что-то такое, что человек сам не заработал, то это надо принимать с благодарностью, использовать его в том числе и на дела милосердия, на благоукрашение храмов, на помощь ближним.
И вот в таком случае, если всё это идёт именно благим путём, конечно, мы можем просить Господа о том, чтобы Он помог и благословил это деяние.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 ноября. О взаимной любви паствы и апостолов

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас».
О взаимной любви паствы и апостолов — священник Алексей Дудин.
Апостолы несли первым христианам веру и любовь. Они были для них как бы духовными родителями во Христе Иисусе. Здесь является самое главное и самое важное родство.
Ведь мы знаем, что родной по плоти человек может и обмануть, и предать, может забыть тебя. Но родной по духу — не обманет и не забудет никогда.
И эта любовь, это родство как раз и воспевается в этом месте Священного Писания об этой любви и со стороны апостолов, и со стороны тех людей, которые через свидетельство апостольское приняли самого Христа, приняли самого Бога.
Здесь говорится, дай Бог, чтобы это наше духовное родство в наших храмах чувствовалось как можно чаще и, проникая духовными корнями в нашу Церковь, становилось той самой закваской, которая объединяет нас в единую духовную семью.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 ноября. О подвиге юродства
Сегодня 17 ноября. День памяти блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого, жившего в шестнадцатом веке.
О подвиге юродства — протоиерей Максим Горожанкин.
Совершая память блаженного Симона, мы можем поразмышлять над тем, что такое юродство. Подвиг юродства в Церкви — это высокий и сложный подвиг. Юродство — это мнимое безумие. Человек, принимающий на себя вид безумного, на самом деле пытается сохранить остатки разума в порой безумном мире.
И юродивые являлись в Церкви именно тогда, когда в окружающей их действительности порой царил полный мрак. И казалось, что и Господь оставил, и верных Ему больше нет. И вот явление юродивых говорило о том, что за личиной мнимого безумия всегда светит разум и ум Христов.
Вот блаженный Симон зимой и летом ходил босой в льняной рубахе. Кожа его почернела и от поста иссохла. И неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки.
И за такое терпение и таковую любовь к людям Господь даровал блаженному Симону дар чудотворений. Святой блаженный Симон, моли Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







