
Евр., 324 зач., X, 19-31.
Глава 10.
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и имея великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Чтение которые мы сейчас услышали звучит во время девятого часа. Мы знаем, что именно в это время Христос возопил громким голосом и умер на кресте. В Евангельских отрывках, которые читаются в это время истории крестных страданий рассказывается предельно подобно. Однако апостольские чтения поразительным образом в этот самый момент говорят не столько о Христе, сколько о том, что Его крестная жертва значит для нас, что нового она вносит в наши отношения с Богом, к чему призывает в отношениях друг с другом.
Все, что совершил Господь, может казаться читающим историей, которая произошла когда-то в прошлом. Кажется, что жертва, которую Он принес зависит только от Него, это тайна Его любви... Разве мы можем как-то повлиять на эту тайну? Для чего в эти дни к нам обращено столько текстов, столько воспоминаний о тех событиях, чтобы мы смотрели на них в благоговейном молчании или поучаствовали в них в свою меру?
У благочестивого церковного человека эти слова, само это предположение может вызвать шок. В чем нам предлагается участвовать? В страданиях богочеловека? Вы хоть сами понимаете, о чем говорите? Но остановимся на мгновение и посмотрим на призыв Христа к ученикам: возьмите крест свой и следуйте за мной. Посмотрим на слова апостола: если крестились — то смерть Христову крестились, чтобы, умерев с Ним, с Ним же и воскреснуть. Именно этим объясняется тот факт, что чтение, которое мы слышим в час умирания Христа посвящено не столько Ему, сколько нам.
Путь, которым входили в храм ветхозаветные первосвященники был путем закона и кровавых жертвоприношений. Он давал человеку чувство чистоты, но не приближал его к Богу в действительности. Путь, который открыл Христос совершенно иной.
Апостол пишет, что ученики, очистив сердце от порочной совести, должны быть внимательны друг ко другу и поощрять один другого к любви и добрым делам.
Это смешение двух планов производит потрясающее впечатление. Вот мы читаем о крови Христовой, о Его смерти, святилище и новом пути... И кажется это будет что-то очень духовное, спиритуалистическое, не относящееся к нашей жизни. Но путь, который для нас открыл Христос — открывается как новые отношения между людьми. Это способность жить друг для друга, в каждый самый простой поступок вкладывая любовь.
Но чем выше призвание, тем выше ответственность. Тот, кому открывается суть вещей, кто видит мир таким каков он есть, уже не может жить прошлой жизнью и даже если отказывается от веры не сможет до конца успокоится в совести. Апостол пишет: страшно впасть в руки Бога живого... и человеку ветхозаветному действительно было страшно... Но в Новом Завете эти слова звучат совершенно иначе, ведь Бог живой за каждого из нас умирает на кресте. И воскресает для того, чтобы Его жизнь стала и нашей жизнью.
Псалом 29. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек".
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:
10 "что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником".
12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема