В переходе на станции метро «Театральная» стоят симпатичные парень с девушкой. Растерявшиеся, расстроенные, нагруженные чемоданами. В руках они держат плакат с криво написанными буквами: «Помогите на билет в Тюмень: нас обокрали».
Я промчалась мимо молодых людей на большой скорости. Торопилась на встречу, да и по правде говоря, как и многие, не доверяю тем, кто просит деньги в метро. Но червячок сомнения зашевелился внутри: а может, и правда ребятам помощь нужна? Бывает же всякое: украли все вещи, документы, деньги. Тем более ребята прилично одеты и не похожи на обычных попрошаек.
Честно признаюсь, я нечасто подаю нищим. У меня двоякое отношение к тем, кто просит деньги на операцию или кусок хлеба. Прежде всего, я сразу вспоминаю прочитанные в СМИ материалы про нищую братию. Как попрошайка эксплуатирует чувство жалости прохожих, а на самом деле является элементом четко организованного бизнеса, курируемого криминальными группировками. Все, что он собирает, уходит высоко наверх, ему самому достаются ничтожные крохи от собранной милостыни.
С другой стороны — бывает так, что у людей что-то не сложилось в жизни: они несчастливы и нуждаются. И они просят, потому что имеют реальную нужду. Одна моя знакомая всегда подавала милостыню: в метро, в электричках, в подземных переходах. Когда я спросила, почему она это делает, она ответила, что её друзья собирали в поезде деньги на операцию своему больному ребенку. С тех пор она подает всем, не рассуждая и не подозревая никого в обмане. Тем более, что именно так завещает Спаситель: «Просящему дай». И в Ветхом Завете, во Второзаконии говорится: «ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».
Многие святые были согласны с такой нерассуждающей позицией, например, святитель Иоанн Златоуст: «ты, когда творишь милостыню, не испытывай жизни бедного и не требуй от него отчета в его нравах. Милостынею потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным».
Давать милостыню надо искренне, от сердца, но не автоматически. Например, в случае с ребятами, которых обокрали по дороге в Тюмень, мне стоило подойти, поговорить с ними и дать координаты благотворительных организаций, помогающих людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Мне кажется, самое главное в милостыне даже не финансовая помощь, а наше внимание, участие, сочувствие. И важнее, думаю, не столько сунуть в грязную ладошку несколько монет, сколько сказать нищему доброе слово, показать, что ты уважаешь в нем образ Божий, своего собрата, оказавшегося в тяжелой ситуации. Дать ему надежду на лучшее, веру в то, что он еще сможет встать на ноги, выйти из сумрака нищеты и безнадеги. У Тургенева есть стихотворение в прозе, когда нищий просит милостыню, а у автора, как нарочно, с собой ничего нет. И он крепко пожимает грязную, опухшую руку нищего.
«— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.»
26 января. О дружбе и подвиге святых мучеников Ермила и Стратоника Белградских
Сегодня 26 января. Церковь чтит память мучеников Ермила и Стратоника Белградских, живших в четвёртом веке.
О дружбе и подвиге святых — протоиерей Михаил Самохин.
26 января. О злодеянии царя Ивана IV
Сегодня 26 января. В этот день в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Ивана IV.
О злодеянии царя — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
26 января. О важности соблюдения правил пользования Интернетом
Сегодня 26 января. Международный день без Интернета.
О важности соблюдения правил пользования Интернетом — игумен Лука (Степанов).
Несомненно, интернет как новая реальность, без которой невозможна сейчас предпринимательская деятельность, образовательная деятельность, нуждается только в регламенте. Как некогда появившееся автомобильное сообщение прежде стало братоубийственным снарядом, как замечают наши писатели в советских времен, а потом оказались скованными многочисленными правилами дорожного движения, нарушать которые чревато. И написаны они, можно сказать, кровью многих жертв. У интернета огромное количество жертв. И входящие в обиход правила, его ограничения, конечно же, должны со временем стать еще более совершенными и мудрыми, чтобы только созидательная сторона интернета была бы доступна людям, а все то разрушительное, что приходит через него, было останавливаемо на подступах к человеческому вниманию теми регламентирующими и законодательными порядками, которые непременно нужно еще установить.
Все выпуски программы Актуальная тема