
Фото: Julia Michelle/Unsplash
Одним из основных отличий православных священников от католических является то, что православные священники могут пребывать в браке и иметь детей. А клирикам Римско-Католической церкви это делать запрещено. Да-да, католический священник, принимая сан, обрекает себя на пожизненное одиночество. Почему же в Православии правила личной жизни священника менее строги, чем у католиков? Для ответа на этот вопрос нам с вами придется обратиться к истории.
До 11 века Церковь была единой, православные и католики жили вместе в рамках одной традиции, согласно которой, священнослужители, если они не состояли в монашестве, могли иметь семьи. Впрочем, начиная с 7-го века на востоке безбрачие стало обязательным для епископов. Епископ — высшее служение в Церкви, на епископе лежит особая ответственность. Потому было решено, что совмещать семейную жизнь и пастырские заботы для епископа крайне сложно. Так с 7-го века на востоке епископы перестали быть женатыми. Обычным священникам и диаконам, как и прежде, дозволялось вступать в брак. Правда, до рукоположения. И брак для священника может быть только первым и единственным. Это правило действует до сегодняшнего дня. Если священник овдовеет, то повторно жениться ему будет нельзя.
На западе закон о безбрачии в Церкви был усилен. С 7-го века одинокая жизнь стала требоваться и от епископов, и от прочих священнослужителей. Если на востоке правило насчет одинокой жизни епископов четко соблюдалось, то на западе с безбрачием клириков имелись проблемы. Вплоть до 11 века то там, то тут появлялись епископы или священники, состоявшие в браке, имевшие, соответственно, жену и детей.
Епископские или священнические сыновья, благодаря протекции своих отцов впоследствии получали выгодные места для церковного служения. В 11 веке у руля Римско-Католической церкви оказался Папа Григорий VII Гильдебрандт, человек жесткий, но при этом строгих моральных правил. Он-то и решил положить конец вольностям в церковной среде и под страхом суровых наказаний запретил епископам состоять в браке. Под запрет на женитьбу попали и все прочие священнослужители Католической Церкви — священники и диаконы.
Данному запрету Папой Григорием было дано богословское объяснение. Священнослужитель символизирует собой Христа. Как Спаситель в течение жизни был одинок, то и священники должны вести одинокую, безбрачную жизнь. Православная Церковь никогда не соглашалась с западной традиций запрета на семейную жизнь для священников и диаконов. С точки зрения востока — брак является Богом установленным обычаем. Более того, как приходской священник может вести пастырскую деятельность и помогать решать, в том числе, семейные проблемы, если сам он ничего о семейной жизни не знает.
11 июня. О гневе

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
О гневе — протоиерей Максим Горожанкин.
Почему Господь так резко обличает гнев? Мы гневаемся, гневаемся часто. Что даёт нам чувство гнева? Какой плод в этой страсти?
Безусловно, это опустошение. Ты прогневался, накричал, раздражение какое-то произошло в тебе, ты отреагировал, и после этого — колоссальная пустота.
И это и есть тот самый страшный суд, который Господь предрекает всем. В результате каждой нашей страсти чувство опустошённости — это и есть преддверие страшного суда. Если мы гневаемся и после этого чувствуем, непременно чувствуем опустошённость, некую обездоленность и богооставленность — это ровно то, что и есть страшный суд.
Поэтому дай Господь всем нам воздерживаться от гнева, и если даже мы впадаем в гнев, вовремя просить прощения!
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июня. О почитании Честного и Животворящего Креста Господня в селе Годеново

Сегодня 11 июня. Явление Честного и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого.
О почитании святыни — протоиерей Андрей Ефанов.
11 июня 1423 года на Сахотском болоте пастухам явились замечательные святыни: Крест Господень и икона святителя Николая Чудотворца. Как гласит предание, крест и икона явились от греческой стороны. Событие это произошло ровно за 30 лет до падения Константинополя. И здесь уместно вспомнить перенесение мощей святителя Николая Мирликийского в Бари, произошедшее незадолго до турецкой оккупации.
На месте чудесного явления святынь был построен храм, строительство которого было сопряжено с чудесами. Заложенные венцы храма были перенесены нетварной силой на уготованное Богом место. От Животворящего Креста Господня и иконысвятителя Николая происходило множество исцелений и прочих чудес.
С установлением советской власти храм неоднократно пытались закрыть, но удалось это лишь в 1940 году. Крест Господень был перенесён верующими в ближайший действующий храм в селе Годеново.
Лишь в 1998 году началось возрождение святыни на Сахотском болоте. Была основана монашеская община, впоследствии мужской монастырь Животворящего Креста Господня. В 2004 году архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий освятил Крестовоздвиженский храм на месте явления Животворящего Креста.
Крест и до ныне пребывает в Годеново, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников со всего мира. А в Крестовоздвиженском монастыре села Погост Крест находится точная копия святыни.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июня. О наставлениях святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Сегодня 11 июня. День памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, жившего в двадцатом веке.
О его наставлениях — игумен Павел (Полуков).
Только непрестанная, как падение капель, молитва смягчает оледеневшие без молитвы сердца. Какие мудрые слова, мудрые и одновременно простые,святителя Луки Крымского.
Действительно, перед нами встает образ капели, когда вода капает, не останавливаясь. Одновременно —известная поговорка «вода камень точит».
И действительно, когда человек каждый день хотя бы понемногу проявляет в молитве постоянство, а все святые отцы так и говорили, что от нас зависит постоянство, дело благодати — это уже дело Бога. То вот с этим постоянством, с ежедневным призыванием имени Бога, человек действительно постепенно умягчает свое сердце, умягчает свою душу.
Ведь часто верующий человек видит, что его сердце какбы окаменело. Мало молитвы, мало благодати, как ему кажется. Не отвлекается иногда сердце и душа на чужую боль. Но ежедневное призывание имени Бога, ежедневное обращение к Богу, порой даже незаметно для нас, делает свое дело. Так же, как та непрерывная капель.
Вот такие замечательные и мудрые слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого), сказанные в помощь нам.
Все выпуски программы Актуальная тема