
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке речь идет о явлениях, которые были очень распространены в Древней Церкви. Первое — это говорение на незнакомом языке, или как его нередко называют, глоссолалия, второе — это пророчество.
Из книг Нового Завета мы знаем, что дар говорить на иностранном языке получили апостолы в день Пятидесятницы, чтобы нести слово Божие по всему миру. Однако также этот дар использовался и для наставления самих верующих. Соответственно среди христиан были те, кто говорил на незнакомых языках и были те, кто их истолковывал окружающим. Видимо в общине города Коринф появились люди, которые использовали эти дарования не по назначению. На богослужениях воцарялся беспорядок и неразбериха из-за того, что сразу несколько человек в состоянии духовного восторга начинали говорить на незнакомом языке. Так они словно вступали в соревнование друг с другом, желая удовлетворить свою гордыню, показать свою значимость. Возможно, и просто появились подражатели, которые, не обладая сверхъестественным даром, доводили себя до такого эмоционального накала, что просто имитировали глоссолалию. При этом их речь никак не истолковывалась и не приносила никакой пользы окружающим.
Апостол Павел говорит, что такое положение дел неприемлемо. А коринфяне ведут себя как дети, которые нередко хвастаются друг перед другом. Любое духовное дарование должно приносить пользу. И если незнакомый язык не будет внятно растолкован, толку от него не будет. Довод его прост. Если вдруг в церковном собрании окажется посторонний человек и услышит непонятные слова, он подумает, что здесь творится что-то в высшей степени странное, ведь люди, несущие тарабарщину, похожи на одержимых. Однако если он услышит вразумительную речь, пророческое истолкование, его сердце откликнется, совесть оживет и, возможно, он уверует во Христа.
Поэтому, говорит апостол, говорить на иностранных языках — в первую очередь задача внешней проповеди, когда проповедник обращается к иностранцам. В общине этим даром не стоит злоупотреблять. И если кто-то в состоянии духовного восторга все же начнет говорить непонятные слова, должен быть всегда и тот, кто их пророчески истолкует, объяснит суть.
Вывод из слов апостола напрашивается сам собой. Участие христианина в богослужении должно быть осознанным. Здесь не место для эмоциональной экзальтации или бездумного механического исполнения ритуала. Как те, кто совершает богослужение, так и те, кто в нем участвует в роли простых прихожан должны делать это осмысленно. Ведь только то, что воспринимает наш ум, может утешить наше сердце и принести нам духовную пользу.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема