Говорят, книгу нельзя "встречать по обложке": есть вероятность поддаться на какой-нибудь заманчивый заголовок, а в результате сильно обмануться в ожиданиях. И все-таки бывают книги, от одного названия которых уже веет каким-то успокаивающим теплом и добротой, и это ощущаешь скорее сердцем, чем рассудком. Именной такой книгой, без всякого сомнения, можно назвать сборник произведений Сергея Тимофеевича Аксакова "Добрый день Степана Михайловича".
Классик литературы девятнадцатого века, современник Пушкина и Гоголя, Аксаков в последнее время издаётся, увы, довольно редко. Поэтому совсем не удивительно, что книга, вышедшая в известной литературной серии Издательства Сретенского монастыря "Библиотека духовной прозы", с успехом раскупается как в книжных магазинах, так и в интернете.
Главное место в сборнике произведений Сергея Аксакова "Добрый день Степана Михайловича" занимают отрывки из его знаменитой "Семейной хроники". Собственно, и своё заглавие книга получила по названию одного из них. Степан Михайлович Багров - это дед писателя - человек со сложным характером: строгий, не всегда справедливый, но всё-таки несмотря ни на что по-настоящему добрый. Он является центральной фигурой мемуаров, вокруг него вращается вся вселенная предков Аксакова. Это он перевез всё свое семейство из ставшей ему тесной вотчины в Симбирской Губернии на необъятные просторы плодородных башкирских степей. С красочных, как будто живых, картин природы этого тогда еще нетронутого края, начинается завораживающее повествование "Семейной хроники".
По мере развития действия, героев становится всё больше и больше; почти о каждом, даже о самом второстепенном, писатель стремится сказать хотя бы несколько слов, а о некоторых рассказывает длинные и увлекательные истории. Например, о двоюродной сестре Степана Михайловича, Прасковье, не побоявшейся восстать против собственного мужа, когда случайно узнала о его до крайности жестоком обращении с крестьянами. Такую не свойственную тому времени эмансипацию даже сам суровый Степан Михайлович весьма одобрил.
Обилием отступлений модель повествования очень напоминает современный гипертекст с перекрёстными ссылками. Или - ящики большого комода, в каждом из которых спрятано что-то необыкновенное. Но самое главное находится, как всегда, между строк. У Аксакова это - любовь. С любовью он пишет не только о родных, но и просто о современниках: в сборник вошли воспоминания и размышления писателя о Гоголе и Щепкине. А еще в книгу включен знаменитый и всеми любимый "Аленький цветочек" - который, конечно, тоже о любви, о её всепобеждающей и преображающей силе.
А это значит, что обложка нас не обманула: книга Сергея Аксакова "Добрый день Степана Михайловича" действительно именно такая, какой кажется с первого взгляда - светлая, умная и очень добрая.
14 июня. О личности и почитании святого праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня 14 июня. День прославления в 1990 году святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О его личности и почитании — священник Алексий Дудин.
Иоанн Кронштадтский был уникальной фигурой. Он не просто был молитвенником, не просто был тем человеком, который старался помочь всем и всех услышать. Это был человек, который исполнял заповеди Господа нашего Иисуса Христа всем своим сердцем. Если он старался помочь бедному, то отдавал всё, что у него было. Если он молился за кого-то, то молился со слезами и молился полнотой своего пастырского сердца. Он часто плакал, часто переживал за людей, и Господь дал ему особый дар. К дару доброго сердца дал ему дар рассудительности.
Иоанн Кронштадтский был прославлен не только как святой, но как тот человек, который, например, дал нашей церкви опыт дома трудолюбия — того дома, где нуждающийся человек, придя, получал не просто помощь и утешение, но научался трудиться.
Иоанн Кронштадтский очень много переживал за нашу Родину, предупреждал о том, что сейчас, если власти не употребят как можно больше усилийк трепетному воспитанию юношества, то возникнут как раз вот эти нездоровые революционные идеи, которые будут разъедать нашу Родину изнутри.
Иоанн Кронштадтский предупреждал, молился, трудился, очень много сделал, и именно поэтому он дорог нашему сердцу, и именно поэтому этот пастырь является образцом обращения русского народа к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и трудах Николая Рубинштейна

Сегодня 14 июня. В этот день в 1835 году родился выдающийся пианист, дирижёр и педагог Николай Рубинштейн.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Николай Григорьевич Рубинштейн вместе со своим старшим братом, композитором и пианистом Антоном Рубинштейном, был около четверти века центральной фигурой музыкальной Москвы.
Свою исполнительскую деятельность Николай Рубинштейн начал в возрасте 4 лет под руководством матери, а уже в 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на концертные выступления по городам России, а позднее — и Европы. Николай окончил Московский университет и получил профессию юриста, но принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.
В 1859 году Рубинштейн приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве, а через 7 лет стал первым директором Московской консерватории. Через несколько лет консерватория стала лучшим музыкальным учебным заведением не только Москвы, но и всей России. Благодаря Николаю Рубинштейну консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам. Их разрабатывали сами преподаватели. Кроме того, там была создана единственная на территории России кафедра древнерусского церковного пения.
Умер выдающийся музыкант в 1881 году в Париже, но похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище при огромном стечении народа. А его друг Петр Ильич Чайковский написал в его честь трио«Памяти великого артиста».
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Сергеевич Пушкин, друживший с его отцом, посвятил ему шуточное шестистишие: «Душа моя, Павел, держись моих правил, твори то-то, то-то, не делай того-то, кажись, это ясно, прощай, мой прекрасный».
Павел Петрович не простился с Александром Сергеевичем, но стал своего рода наследником его таланта. И дипломат, и литератор, он служил Отечеству как попечитель учебных округов Петербургского, Казанского. Потрудился в Комитете иностранной цензуры. Был начальником управления по делам печати, организовал первую народную газету «Сельский вестник». Много занимался собирательством. Ценнейшие его замечания на «Слово о полку Игореве» стали отправной точкой для исследования этого шедеврального текста.
Много времени проведя за границей, Павел Петрович у себя в имении, в Астафьеве, оборудовал готический зал, наполненный живописными картинами, которые после его кончины были национализированы и поступили в Пушкинский музей.
Это был подлинный сын великой державной России.
Все выпуски программы Актуальная тема