Автор знаменитой «Республики ШКИД» и множества других всеми любимых повестей и рассказов подписывал свои произведения псевдонимом Л. Пантелеев. При этом инициал «Л.» не расшифровывался, и писателя кто-то называл Леонидом Пантелеевым, кто-то – Львом. Настоящее имя автора – Алексей. Тайны из этого Пантелеев, в общем-то, не делал, и всё же эта любопытная деталь стала одной из загадок его творческой биографии. Правда, далеко не самой главной. В жизни, казалось бы, типичного советского литератора была куда более значительная тайна, открыть которую своим читателям он решился лишь в своей последней книге, написанной в конце семидесятых без малейшей надежды на то, что она когда-нибудь увидит свет. Однако через десяток лет, когда Пантелеева, увы, уже не было в живых, книгу издали, и она стала настоящим откровением для всех, кто знал и любил творчество писателя. Автор озаглавил ее кратко, но твердо: «Верую!»
На её страницах – одновременно и большое счастье, и большая трагедия писателя и человека. Счастье – потому что сумел пронести через годы воинствующего, доходящего порой до абсурда, безбожия, чистую и искреннюю веру. Трагедия – потому что был вынужден таиться и скрывать… До того, как эта исповедальная, по слову самого автора, книга, пробилась к читателю, вряд ли ведь у кого-то могла возникнуть мысль о том, что Пантелеев – православный христианин. Его рассказы были обязательными к прочтению для подрастающих «строителей коммунизма» и активно издавались в серии «Библиотека юного пионера». Но если перечитать их без предвзятости, без оглядки на то, в какое время они создавались, то станет совершенно очевидно, что это лишь произведения о том, как отличить добро от зла, благородство от подлости, как выбрать честный и правильный путь в жизни. В книге «Верую!» Алексей Пантелеев объясняет, что, не имея возможности называть вещи своими именами, он все-таки по мере сил старался нести свет христианства во всем, что выходило из-под его пера. «Язык, на котором я пишу свои книжки – эзопов язык христианина», - признается он.
«Верую!» - это еще и книга воспоминаний. Не только о себе, но и о тех известных, если не сказать, легендарных людях, с которыми писателю доводилось близко общаться и в которых он, порой совершенно неожиданно, находил единомышленников. Благодаря этой книге и мы знаем теперь, что и Маршак, и Хармс, и Александр Грин в те, казалось бы, далекие от веры годы, тоже могли бы вместе с Алексеем Пантелеевым искренне произнести: «Верую!»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.