Термин «Конфессия» происходит от латинского «confessio» — «исповедание» и обозначает объединение верующих в пределах одной религии: имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.
Истины христианского вероучения были определены на Вселенских соборах и кратко изложены в Символе веры. До сих пор верность Православию определяется именно принятием Символа веры. Отказ от некоторых основополагающих догм христианского учения послужил главному конфессиональному расколу Восточной и Западной церквей – отделению католицизма от Православия. Дальнейшее расхождение привело к появлению третьей христианской конфессии – протестантизма.
Алексей Дживелегов. Фрагмент из труда 1906 года «Сицилий Обеих королевство»
Король покровительствовал ученым, приглашал их к своему двору, входил в сношение с иностранцами, не обращая никакого внимания на конфессию и национальность. Евреи, арабы и греки встречали с его стороны одинаково ласковое отношение.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христово Рождество, которое продолжает праздновать наша Церковь, это тот праздник, который наполнен глубоким и крайне важным для нашего спасения богословским содержанием. Церковь доносит до нас богословие Рождества Христова самыми разными способами: через богослужебные песнопения, через уставные чтения святоотеческих назиданий, которые, впрочем, в современной практике как правило не совершаются, и, конечно же, через Священное Писание. Богословскому раскрытию смысла Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа посвящён и отрывок из 2-й главы Послания святого апостола к Евреям. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Несмотря на то, что Христос не был упомянут в только что прозвучавшем отрывке по имени, весь этот отрывок говорит о Нём, ведь именно Сошедший с Небес Христос назвал нас братьями и детьми, именно Он воспринял нашу плоть, и именно Он Своей смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
В эти зимние дни мы празднуем Христово Рождество, праздник, который больше, чем какое-либо иное церковное торжество, ориентирован на детей, и это понятно, ведь мы вспоминаем тот момент евангельской истории, который повествует о Младенце Христе, а потому и сами народные традиции празднования Христова Рождества ориентированы на детей, ну а история Пришествия в мир Спасителя совершенно изумительно может быть воспринята даже едва научившимися говорить младенцам. Однако оказывается, что своим богослужением Церковь призывает нас не столько умиляться Богомладенцу Христу, сколько думать о конечном смысле Его Пришествия. Многим кажется, что Он пришёл лишь для того, чтобы показать пример нравственно безупречной жизни, а также рассказать, как люди должны себя вести в отношениях с Богом и друг другом. Это довольно удобная позиция, ведь она позволяет видеть во Христе всего лишь очередного учителя нравственности, коих история человечества знает чрезвычайно много, и если Христос — лишь учитель, равный всем прочим, то и Евангелие не имеет никаких принципиальных отличий от любых других назидательных книг.
Церковь же настаивает: Христос не только и не столько Учитель, Он — Бог, Который стал Человеком не ради учительства, а ради того, чтобы собственной «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола», и вместе с этим освободить нас от порабощения диаволом, или, как это сказано в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям, «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». Эти слова напоминают нам хорошо известную древним христианам истину: страх смерти приводит к рабству греху, и, следовательно, к рабству врагу рода человеческого. Христос Своими Смертью и Воскресением уничтожил смерть, а это означает, что можно больше не бояться, быть свободными и исполнять волю Божию чего бы нам это не стоило. Собственно, именно так поступали апостолы, христианские мученики, и все прославленные Церковью святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы помощь детям с инвалидностью стала более эффективной
Елизавета Павленко — педагог-психолог из города Ростова. Она работает в центре, который организует социальную и двигательную реабилитацию для детей и взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
С этим центром Лиза познакомилась более 10 лет назад, когда была ещё студенткой. Она пришла сюда в качестве волонтёра. Девушка играла, занималась с особенным детьми и у неё получалось находить к ним подход. Однажды Елизавета поняла, что хочет поддерживать их профессионально. Поэтому после окончания медицинского университета устроилась в центр педагогом-психологом. Уже 7 лет она занимается социальной адаптацией детей с нарушениями в развитии.
Параллельно Елизавета организовала проект «Тренировочная квартира», чтобы учить взрослеющих ребят самостоятельности. «Они не умеют ориентироваться в повседневной жизни, и я не смогла оставить их без поддержки», — говорит специалист.
Елизавета много трудится и успехи подопечных вдохновляют продолжать своё дело. Однако девушка остро чувствует, что ей не хватает профессиональных навыков для определения индивидуальных потребностей и возможностей пациентов. А без этого сложно строить эффективную реабилитацию.
Таким навыкам специалистов обучает Фонд «Игра», который много лет развивает в России систему качественной помощи детям с инвалидностью. Его команда старается сделать так, чтобы в каждом регионе нашей страны появлялись компетентные врачи, способные проводить эффективную реабилитацию для маленьких и юных пациентов.
Вы можете помочь Елизавете и ещё 25 специалистам из разных уголков страны пройти обучение и получить компетенции, которые позволят им улучшить жизнь ребят с тяжёлой инвалидностью. Для этого переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Рождественских песнопений». Священник Александр и Варвара Волковы
У нас в студии были настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков и его супруга, регент, руководитель хора «Артос» Варвара Волкова.
Разговор шел о духовных смыслах Рождественских богослужений и церковных песнопений, посвященных Рождеству Христову.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер