Как поют о Боге

Частное мнение. Константин Мацан. Как поют о Боге
Поделиться

Мацан (1)У молодых музыкантов, которые считают, что играют христианский рок, очень часто можно встретить строчки, в которых они как бы ненавязчиво намекают на веру в Бога. Именно ненавязчиво, и именно намекают. Например, в одной песне я услышал слова: «Даст Бог, вспомним чьим пером нас нарисовали» — видимо, слушатель должен в этот момент задуматься, что человек создан по образу и подобию Божьему. Или вот такая строчка из другой песни: «Ты прилетай благою вестью, дальним звоном колокольным, меня из этого вертепа забери». Здесь слушатель, видимо, должен проникнуться самой религиозной символикой — и вслед за этим открыть Евангелие.

Задача миссионерствовать так или иначе есть в том, что принято называть христианским роком. Само по себе это очень хорошо. Но дальше — вопрос способа. Я лично вижу три пути, как это можно делать. Первый путь — петь о Боге напрямую. Как например, Юрий Шевчук, у него есть такие строчки: «Вперед Христос, мы за тобой, наполним небо добротой». Второй путь — описанный выше: петь как бы намеками, не навязчиво, уповая на то, что кому надо — тот поймет. И третий путь — вообще не упоминать никакой религиозной символики, петь о чем-то общечеловеческом, но сюжет, контекст и смысл окажутся христианскими сами по себе, это будет понятно без дополнительных объяснений — все будет читаться между строк. Вспомните, например, песню Высоцкого «Баллада о любви», или «Надежды маленький оркестрик» Окуджавы.

Конечно, по поводу каждого из трех путей можно выразить сомнения. В первом случае, когда поешь о Боге напрямую, — а не получиться ли слишком навязчиво и пошло? Во-втором, когда намекаешь на Бога, — а поймут ли тонкий намек те, кому он адресован. В-третьем, — а вдруг люди подумают, что христианское — это и есть общечеловеческое, и решат, что значит и не нужно быть христианином, раз в этом нет ничего особенного. Само собой, все три опасности существуют и избежать их можно только одним — личным мастерством автора как художника.

И все-таки одно обобщение тут сделать можно. Как правило второй путь — путь намеков — выбирают люди, которые сами еще только на пути к Богу, на пути в Церковь. Это никак их не умаляет и не делает менее интересным их творчество, но просто задает для этого творчества определенный формат. Такой человек еще не имеет большой глубины религиозных переживаний, его вера еще не выстрадана, еще не закалена. А значит, с одной стороны, он не рискнет петь о Боге напрямую — побоится скатиться в пошлость, ведь ему пока неоткуда черпать образы и мысли, чтобы спеть о Боге без штампов, без паточности и без елейной приторности. То есть, он не может пойти первым путем. С другой стороны, он и третьим путем пойти не может — не может написать просто песню на любой другой сюжет, но написать так, чтобы сам контекст и сама история оказывались между строк христианскими. Ему опять-таки неоткуда черпать образы и мысли, потому что он еще до конца не испытал, как это тяжело — стремиться жить подлинной христианской жизнью, еще не падал и не набил себе шишек на этом пути…

Какой можно сделать вывод? Само собой, любая песня — если она талантлива и глубока — принесет человеку радость и пользу. Но то, насколько слушателя зацепит то, что ты пишешь, напрямую зависит оттого, насколько ты хороший христианин. И первый шаг к тому, чтобы быть интересным и услышанным —духовно работать над собой.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (10 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...