В предпраздничные дни в храмах звучит песнопение-тропарь, в котором к реке Иордан обращаются как к одному из действующих лиц праздника: «Иордан-река, стань, / прими, ликуя, идущего креститься Владыку». В Евангелии от Иоанна говорится, что Предтеча крестил близ селения Вифавара. Туда направлялись все, кто откликнулся на проповедь Иоанна. Туда пришёл и Христос. Но где находилось это место?
Река Иордан берёт свое начало у горы Хермон, на севере Израиля. Она течёт на юг через озеро Кинерет, которое раньше называли Галилейским морем, через Иудейскую пустыню и впадает в Мёртвое море. Протяженность реки Иордан — двести пятьдесят два километра. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иоанн Креститель проповедовал именно в Иудейской пустыне, значит Вифавару следует искать в нижнем течении Иордана.
На иврите «Вифавара» означает «дом перехода» или «дом переправы». Через это селение предположительно вёл паломнический путь из северной части Израиля, Галилеи в Иерусалим. Оно не сохранилось до наших дней, хотя топоним уцелел — неподалёку от города Иерихона и реки Иордан находится современное поселение Бейт-Авара. На пути к Иордану высится древний монастырь Иоанна Крестителя. Традиция, которой больше пяти веков, связывает именно это место с рассказом о Крещении Господнем.
Но вряд ли эти берега были свидетелями евангельских событий. За две тысячи лет Иордан несколько раз менял своё русло. Истинное место крещения предположительно находится на суше, в трёхстах пятидесяти метрах от Вади аль-Харары. Его обнаружили в результате археологических раскопок. Главной подсказкой стала находка большой мраморной плиты, когда-то служившей основанием колонны. Из исторических документов известно, что такой колонной, увенчанной железным крестом в четвёртом — пятом веках отметили место Крещения Господня.
В новейшей истории более сорока лет территория западного берега реки Иордан была особой режимной зоной. Доступ паломников сюда был ограничен. Православные верующие во главе с Иерусалимским патриархом могли побывать здесь только после разрешения службы безопасности Израиля. Их допускали к Иордану лишь несколько раз в год — в том числе в праздник Крещения Господня. В две тысячи одиннадцатом году такие строгие ограничения были сняты.
Сейчас Иордан можно посетить со стороны израильского берега, это место называется Каср аль-Яхуд. А можно отправиться в соседнее государство Иорданию, на восточный берег, и увидеть воды Крещения Господня со стороны селения Вади аль-Харар. По преданию, именно с восточного склона Спаситель сошёл в Иордан.
Паломники не раз становились свидетелями чуда, случающегося на Иордане в день Богоявления. После Великого освящения вода в реке замирает и некоторое время течёт в обратную сторону, будто бы во исполнение слов псалма о «Иордане, возвратившемся вспять».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница