Я — журналист с правом редактирования. На журфаке училась на соответствующей кафедре. Ещё студенткой, меня определили на практику в одно небольшое издательство, где я с утра до вечера редактировала большие стопки печатного текста. Всматриваясь своим неопытным глазом во многочисленные авторские знаки, я видела перед собой конечную цель — найти как можно больше ошибок и исправить их.
Со временем ко мне прикрепили команду авторов, которые приносили мне свои нетленки, и часто я их отчитывала за неверную стилизацию, возвращала им рукописи (мол, всё это не годится) или вообще переделывала их тексты так, что узнать было нельзя. Возможно, я сейчас немного утрирую, но, в общем, почти так всё оно и было. Я тщательно выискивала чужие ошибки (часто даже там, где их не было) и исправляла их.
По окончании вуза я продолжила редакторскую работу, но одновременно с этим стала и писать. Писать и, как вы понимаете, сдавать свои тексты редактору на правку...
Мне повезло, что мой первый редактор оказался очень грамотным и деликатным человеком. Когда он протянул мне мою первую статью с правкой, я очень удивилась. В ней не было ни перечёркнутых кусков, ни переписанных мест. Кое-где лишь стояли вопросительные знаки и короткие примечания: «Не лучше ли вот так?», «А здесь хорошо бы добавить примеры» и так далее. Где же правка, подумала я? Это просто... какой-то набор комментариев.
Видя мой конфуз, он стал перелистывать страницы:
— Я написал на полях свои соображения, посмотрите их. Может быть, какие-то из них Вам понравятся. Но я не настаиваю. Вы вправе со мной не соглашаться.
Я? Не соглашаться? Это с редактором-то?
...С тех пор прошло двенадцать лет. Я с благодарностью вспоминаю эту встречу и понимаю, что получила тогда не только хороший урок по редактированию, но и хорошую жизненную установку: искать ошибки у других людей легко, не подменять их своими — вот, чему так сложно научиться. И, я думаю, что вы со мной согласитесь: чтобы вспоминать эту истину почаще, совсем необязательно быть редактором — в повседневной жизни она тоже очень хорошо работает.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.