О Преображении Господнем говорится в трёх Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки. Рассказы евангелистов очень схожи.
Шёл третий, последний год проповеди Христа. Вместе с учениками Спаситель дошёл до северных границ Израиля, до города Кесарии Филипповой. Затем Он отправился обратно в Галилею и дальше, на юг. Этот путь вёл Христа в Иерусалим, к месту его предстоящей казни.
Иисус с апостолами остановился у горы Фавор. Он взял с собой трёх учеников - Петра и двух братьев Иакова и Иоанна, и взошёл с ними на вершину для молитвы.
Евангелист Лука пишет, что апостолы утомились и уснули, а когда проснулись, увидели, что Христос преобразился. Сын Божий открылся перед учениками таким, каким Он был в Царстве Своего Отца. Скупыми средствами языка каждый из евангелистов попытался описать это невыразимое чудо. Лука сообщает: "вид лица Его изменился", а Матфей подчёркивает, что оно "просияло как солнце". Изменился весь облик Спасителя. Лука говорит, что одежды Его сделались белыми, блистающими. Матфей сравнивает их с белым светом. А Марк пишет, что они сделались "весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить".
Апостолы увидели, что Христос беседовал с двумя пророками Моисеем и Илией. Евангелист Лука сообщает, что они беседовали с Сыном Божиим о предстоящих ему крестных страданиях.
Ученики бросились ниц и преклонились перед величием Господа. Их переполняли и страх, и изумление, и радостный восторг. Повинуясь этому общему ощущению счастья и благоговения, Пётр дерзновенно обратился к Христу: "Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кУщи, одну - Тебе, одну - Моисею и одну - Илии". Кущи - это палатки, сродни тем, в которых жили иудеи после исхода из Египта.
"Когда он еще говорил, - повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".
Господь обратился к лежавшим в страхе ученикам: «Встаньте, не бойтесь». Чудесное явление кончилось. Вместе они спустились с горы. Их ждал путь в Галилею, а потом в Иерусалим. Спаситель заповедал никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Тайна Преображения должна была укрепить в вере его ближайших учеников в скорбные дни уныния и сомнений. Иисус стремился дать апостолам залог надежды на то, что с Его смертью Его пребывание с верующими не только не завершится, но напротив - лишь начнётся.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.