«Поэт в России - больше, чем поэт» - эти крылатые евтушенковские строки Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вспомнил на церемонии вручения самой первой Патриаршей литературной премии в две тысячи одиннадцатом году. И неспроста – настоящая русская литература, по мнению Предстоятеля Церкви, всегда обладала провидческим даром и выполняла особую духовную миссию. Именно поэтому Патриаршую премию имени святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, было решено вручать тем писателям, чьи произведения выходят за рамки обычного «чтива» и дают людям возможность через качественную литературу соприкоснуться с высокими духовными и нравственными идеалами. В издательстве «Вече» собрали произведения лауреатов Патриаршей литературной премии нескольких лет под одной обложкой и выпустили сборник «Дорога к Небу».
Владимир Крупин, Олеся Николаева, Юлия Вознесенская – эти имена давно на слуху у читателей, и встретиться на страницах сборника с их рассказами, как всегда, приятно. Не менее известен и прекрасный современный писатель Алексей Варламов. Его повесть «Звёздочка» вошла в сборник наряду с текстами упомянутых писателей и сразу же обращает на себя внимание остротой выбранной автором темы. Повесть – о маленькой советской первокласснице Лизе, носящей на шее крестик и не знающей, какой праздник страна отмечает седьмого ноября и кто такой Володя Ульянов. А когда родные бабушки рассказали ей о том, кем на самом деле был кудрявый мальчик с октябрятского значка, который прикололи Лизе на фартук в школе, девочка перестала носить звездочку и оказалась лицом к лицу с жестокой машиной тоталитарного общества. Трогательный, и, несмотря на нелёгкую тему, очень светлый рассказ о детской стойкости в вере, на которую не всякий взрослый подчас бывает способен.
Среди других замечательных произведений в сборнике лауреатов Патриаршей премии «Дорога к Небу» обращают на себя внимание ещё два рассказа – протоиерея Николая Агафонова «Божий странник» и Александра Сегеня «Багдадское небо». Оба они, разные по стилистике, с яркой индивидуальной манерой каждого из авторов, тем не менее, говорят читателю об одном. О том, как неожиданно порой человек обретает веру и как меняется после этого его жизнь: богемный тусовщик становится странником; иракский чиновник из окружения Саддама Хуссейна – христианским священником.
Произведения из сборника лауреатов Патриаршей премии - литература без «бури и натиска», без стремления во что бы то ни стало произвести впечатление на читателя, без расчёта на коммерческий успех. Может быть, именно потому эти рассказы и повести так задевают за живое. Честные, человечные, добрые и светлые, они и будоражат, и успокаивают, заставляют переживать и врачуют душевные раны. И как добрые попутчики, показывают нам «Дорогу к небу».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»