7 ноября, день, который раньше торжественно отмечался как день Великой Октябрьской Социалистической Революции, потом переименовали в день согласия и примирения. Почему этот день важно помнить? Есть такое ироничное высказывание — «Тот, кто не помнит уроков истории, обречен на их повторение, А тот, кто помнит — обречен в бессилии смотреть, как их повторяют другие» Тем не менее, уроки учить надо.
«Насилие — повивальная бабка истории» - говорил Карл Маркс, и эта идея, будучи усвоена массами, превратилась в материальную силу. У нее есть две стороны — во-первых, насильственная революция видится как нечто неизбежное, накопившиеся противоречия нельзя разрешить как-то иначе. Во-вторых, речь идет об истории, как о неком безличном и при этом неостановимом процессе. Как будто это не отдельные люди принимают решения, а «история» за них.
То и другое — неправда. Отмена крепостного права и вообще «великие реформы» 1861 года — пример того, как назревшие и очень глубокие преобразования были проведены мирно и законно, после надлежащего обдумывания и советования. Можно привести примеры и в других странах, которые показывают, что нет ничего неизбежного в кровавых революциях. Разумные и ответственные люди, которые любят свою страну, всегда могут выслушать друг друга и разрешить свои разногласия мирно. И даже если кто-то из них останется недоволен, они не станут хвататься за оружие и убивать своих сограждан.
Тут нет какого-то неодолимого исторического рока. Есть решения, которые принимают конкретные люди — Вы и я, наши соседи, те, на кого мы можем повлиять прямо или косвенно. Мы можем выбрать согласие и примирение — и от выбора каждого из нас зависит очень многое.
Это не значит, что мы во всем согласимся — так не бывает. Люди всегда будут придерживаться разных мнений. Но мы можем согласиться видеть друг в друге людей и сограждан, «своих», с которыми мы готовы вместе строить наше будущее. Будущее, в котором есть место и нам, и тем, кто с нами не согласен.
Примирение не означает примирения с чьими-то взглядами — мы вполне может считать их полностью ложными. Оно означает примирение с людьми. Эти люди неправы — но они не враги, которых я хочу уничтожить, а ближние, с которыми нам вместе строить страну. Мы будем разговаривать, слушать друг друга, пытаться понять, пытаться друг друга переубедить, смиряться с тем, что это не всегда будет удаваться — но никогда не объявим их врагами, которых надо уничтожить ради светлого будущего.
Потому что светлого будущего невозможно достигнуть образом революций — наша страна заплатила очень высокую цену за этот урок, и его нужно усвоить.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.