Апостольские чтения. Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 116 зач., XV, 1-7
Поделиться
Апостол Павел

Рембрандт (1606—1669)

С самого раннего времени своего существования христианство являлось религией общины. В первом веке немногочисленные еще последователи Спасителя, окруженные довольно агрессивной иудео-языческой средой, образовывали общины, в рамках которых поддерживали друг друга, искренне разделяя между собой радости и скорби. Именно в ту эпоху появились принципы современной благотворительности, поскольку ранние христиане укрепляли друг друга не только эмоционально, но и финансово. Кроме того, древние ученики Спасителя ежедневно собирались на богослужения, все вместе участвуя в таинстве Евхаристии. Благодаря такой интенсивности общинной духовной жизни еще в первом веке Христианская Церковь получила греческое именованное «экклесиа», что в переводе на русский язык означает «собрание». Главное богослужение христиан получило схожее название – Литургия – в переводе с греческого «общее дело». Общинность, проявлявшаяся и в богослужении, и вне его, стала отличительной особенностью христианской религии. Что, надо сказать, сильно отличало учеников Спасителя от языческого окружения. К примеру, у христиан не было принято отказываться от больных или старых родственников – в то время как язычники подчас изгоняли из своих домов тех домочадцев, кто по какой-то причине становился для семьи обузой. Безусловно, не следует абсолютизировать ситуацию. И в языческой среде имелись примеры благочестивой жизни, как, впрочем, и не все последователи Спасителя соответствовали высоким идеалам христианской жизни. Именно к таким членам Церкви обращается в своем послании к римским христианам апостол Павел. Отрывок из послания к римлянам читается сегодня во время утреннего богослужения.

Братья, 15.1 мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 15.2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 15.3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 15.4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 15.5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 15.6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 15.7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. 

В прозвучавшем отрывке из послания к Римлянам апостол Павел кратко, но емко излагает принципы христианского благочестия. Павел буквально настаивает на том, чтобы последователи Спасителя, проживавшие в Риме в середине первого века, сохраняли свою общину. Апостол ясно осознавал, насколько трудно римским христианам было жить в соответствии с заповедями Христа. Столица империи была одновременно и столицей античного язычества. В Риме процветали многочисленные культы. Некоторые из них, например культ Венеры или Афродиты, были прямо связаны с развратным поведением. Единственным способом для христиан не поддаться искушениям и сохранить чистоту души апостол Павел видит общину, благодаря которой последователи Спасителя могли бы противостоять языческой среде не поодиночке, а сплотившись вместе. Что, впрочем, также было не просто. Павел понимает, что жизнь в общине подразумевает большое терпение, когда христианин частично отказывается от своих приоритетов в пользу ближнего. Поэтому для воодушевления читателей апостол Павел приводит в тексте послания пример Иисуса Христа, Который вовсе отказался от земного счастья ради счастья людей. Павел призывает своих читателей подражать Спасителю и говорит, что настоящая радость жизни дается Богом христианину только в том случае, если он (христианин) проявляет искренние заботу и любовь к окружающим его людям.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (14 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...