Есть притча о кладе, лежащем на дне пруда. Вода в пруду была чистая, и каждый, кто проходил мимо, видел сокровище, сверкающее в лучах солнца. Но однажды пруд замутился; люди испугались, что сокровище скроется из виду, и хотели поднять его со дна баграми. Но даже самые длинные из них не доставали до сундука. Тогда люди стали искать другие способы – спорили, кричали, махали руками. А прыгнуть за сокровищем в воду – самое очевидное и простое, что можно было сделать! – никто даже и не подумал.
Альфонс Леонович Шанявский, генерал-майор императорской армии и успешный предприниматель-золотопромышленик, в отличие от героев этой притчи, сумел сделать в своей жизни важный и решительный шаг, благодаря которому имя этого бескорыстного человека навсегда вошло в историю просветительской деятельности в России.
Родился он в Польше, в Седлецкой губернии. Когда мальчику едва минуло семь лет, вышел указ Императора Николая Первого, согласно которому хотя бы один юноша из каждой польской семьи должен был получить образование в России. Альфонс Леонович оказался в Тульском кадетском корпусе. Вопреки опасениям родных, он встретил там подлинную заботу, любовь и опеку со стороны учителей и воспитателей; всю жизнь он с восторгом и благодарностью вспоминал годы, проведенные в Туле. Столь неравнодушное отношение к ближнему, усвоенное мальчиком в самом раннем возрасте, повлияло на развитие его собственного характера. Он сам всегда относился к окружающим людям с искренним вниманием, добротой и милосердием.
Прошло несколько лет, и дела воинской службы привели молодого человека в Сибирь. Жизнь на новом месте доставляла Шанявскому огромную радость, а в один прекрасный день принесла и нежданное богатство: Альфонс Леонович обнаружил золотое месторождение! Он зарегистрировал найденное место на свое имя, открыл прииск, и создал собственную золотодобывающую компанию. Как человек искренне верующий, Шанявский всерьез задумался о том, чтобы употребить данное ему Богом богатство на благое, полезное дело.
Он давно мечтал о «народном университете» – учебном заведении, куда свободно могли бы поступать все, кто только пожелает – независимо от пола, возраста, национальности и социального положения. На правительственном уровне не раз делались заявления о необходимости подобных образовательных учреждений. Альфонс Леонович был готов незамедлительно вложить в государственный проект свои средства; однако чиновники к делу приступать не торопились.
Видя, что от государственных структур он вряд ли дождется поддержки инициативы, Альфонс Леонович решил взять дело в свои руки. Он направляет в Московскую Городскую Думу письмо, в котором изъявляет желание самостоятельно учредить учебное заведение. Говоря языком притчи о кладе, среди толпящихся на берегу он один оказался способным броситься в воду и вытащить сокровище на поверхность.
Однако к тому времени здоровье Альфонса Леоновича пошатнулось. Он спешно переехал в Москву; спустя несколько недель, получил от властей разрешение на открытие народного университета. Шанявский успел составить завещание, в котором все свои средства оставил на устроение и развитие народного университета. Альфонс Леонович ушел из жизни в тот самый день, когда под документом была поставлена последняя подпись.
Невероятно скромный, не ищущий славы и известности, Альфонс Леонович, конечно, и не помышлял о том, чтобы назвать университет в свою честь. История сама расставила всё на места. Скоро в аудиториях университета, открывшегося в Москве на его средства, яблоку негде будет упасть; лекции там будут читать такие «звезды», как Валерий Брюсов или Павел Флоренский, а за студенческие парты сядут Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков…
Легендарный Народный университет Шанявского, ныне знаменитый Российский государственный гуманитарный университет – для многих поколений останется памятником благородства, высоты духа и беззаветного служения людям.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия