За окном сгущались ранние осенние сумерки. Накрапывал дождь. И от этого еще уютнее казалась небольшая, хорошо освещённая комната, где за медным русским самоваром пили чай владелец гжельского керамического завода Матвей Сидорович Кузнецов и внук великого поэта – Александр Александрович Пушкин.
Разговор шёл неторопливый. Как водится, обсудили погоду, дела общих знакомых, новости из свежих губернских газет. Но вот в беседе повисла пауза, и Александр Александрович понял, что пора переходить к главному.
- А знаете ли, Матвей Сидорович, я ведь задумал бесплатный санаторий для больных чахоткой построить. Есть немного своих сбережений, да и, знакомый наш, купец Марков – Царство ему Небесное – оставил денег на благое дело. Не желаете ли и Вы присоединиться к доброму начинанию?
Лицо его собеседника преобразилось. Он широко улыбнулся и доверительно протянул Пушкину руку.
Александр Александрович был четвертым ребёнком в семье сына поэта Пушкина - тоже Александра. Внука назвали в честь великого деда, а крёстной стала бабушка – Наталья Николаевна Гончарова. Молодой человек с отличием окончил Пажеский корпус в Петербурге, несколько лет служил в драгунском полку в Пятигорске. Оставив службу в чине поручика, он переехал на постоянное место жительство в имение отца - село Малое Ивановское Бронницкого уезда Московской губернии.
Здесь деятельный молодой человек активно включился в общественную жизнь. Поступив на службу земским начальником по судебно-административным делам, он вскоре становится гласным Бронницкого Уездного собрания, а в тысяча восемьсот девяносто седьмом году избирается председателем Бронницкой земской Управы.
Положительные перемены в уездной жизни стали происходить практически сразу, как только Пушкин занял пост главы земства. Одними из первых их ощутили в сфере образования. На собственные, хотя и небольшие средства, Александр Александрович взялся поддерживать сельские школы. Спустя более ста лет, хранят память о его щедрой помощи школы сёл Никоновское, Воскресенское, Колупаево. В Авдотьине, где школы не было вообще, Александр Пушкин инициировал и материально поддержал её строительство.
Конечно, собственных денег хватало далеко не на все задумки. Внук поэта не владел капиталами, и потому часто обращался с призывом о помощи к влиятельным и богатым людям земства. Как правило, такие неравнодушные просьбы всеми уважаемого и любимого уездного головы быстро находили отклик. В результате, совместными усилиями Пушкина и бронничан, к тысяча девятьсот одиннадцатому году в уезде открылось двадцать семь училищ, церковно-приходская школа, мужская и женская гимназии, а также городская библиотека, на строительство которой Александр Пушкин пожертвовал немалую сумму из собственных средств.
Бесплатный санаторий для больных туберкулёзом стал ещё одним начинанием, в которое Пушкин вложил едва ли не все свои сбережения. При помощи гжельского заводчика Маркова, завещавшего некоторую сумму на строительство санатория, а также фабриканта Матвея Кузнецова, неожиданно поддержавшего за тем памятным чаепитием идею Пушкина, туберкулёзный санаторий на восемнадцать коек в селе Коняшино был построен! Чудом не уничтоженный в годы революции, он ещё много лет достойно прослужил и советской медицине.
Так вышло, что именно от туберкулёза скончался сам Александр Александрович. Ему было всего пятьдесят три. Он оставил о себе по-настоящему светлую память. Уездный голова был похоронен на старом кладбище в Бронницах, рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы, который он очень любил и которому, без лишней огласки, много помогал. Остаток своих сбережений Пушкин завещал истратить на благотворительные цели. Огромную личную библиотеку деда, насчитывающую более трех с половиной тысяч томов с автографами, пометками и рисунками великого поэта, Александр Александрович еще в тысяча девятьсот шестом году передал в дар Пушкинскому дому в Петербурге.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Церковная жизнь у многих ассоциируется с деятельностью духовенства. Что вполне объяснимо. Священство — так сказать, витрина церковной жизни. О значении служения духовенства и корнях этого служения рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Евреям, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Богослужение в храме Соломона в Иерусалиме совершали ветхозаветные священники. Все они, без исключения, принадлежали к одному роду-колену, восходящему к сыну праотца Иакова, Левию. Такова была воля Господня. Иудейский первосвященник, высшая степень религиозного служения в древнем Израиле, тоже являлся потомком Левия, но обязан был также иметь родство с праотцем Аароном — братом пророка Моисея. Аарон — первый в истории ветхозаветный первосвященник. Вместе с Моисеем Аарон вывел еврейский народ из Египта. Во время путешествия по Синайской пустыне он совершал богослужение в Скинии — переносном храме.
Веками служение первосвященника было пожизненным. Однако ко времени Рождества Христова всё изменилось. Жестокий царь Ирод, боясь потерять власть, видел в собственных подданных врагов. В том числе он опасался того общественного авторитета, что имелся у первосвященника. Поэтому Ирод сделал так, чтобы в Израиле имелось сразу несколько первосвященников. Они сменяли друг друга либо по установленной череде, либо просто по желанию правителя. Впоследствии первосвященники стали назначаться также по указанию римских властей. В итоге во время земной жизни Иисуса Христа в Иерусалиме было несколько первосвященников.
Наиболее часто евангелисты упоминают двух из них — Анну и его зятя Каиафу. Оба они был саддукеями, то есть теми, кто сотрудничал с Римом и, среди прочего, не верил в бессмертие души. Анна являлся хитрым интриганом с мощнейшими связями. Он тайно управлял храмовой казной, распоряжался ритуальным имуществом. Действующим первосвященником был Каиафа. Но по факту он был марионеткой в руках своего тестя Анны. Однако именно Каиафа осуществил жест, ставший символом прекращения первосвященнического служения. Во время суда над Христом Каиафа в гневе разорвал на себе одежды. Тем самым он одновременно совершил богохульство и вынес пророчество — Иерусалимский храм будет разрушен, а ветхозаветное священство упразднено. Его заместило собой священство новозаветное, ведущее начало не от Аарона и Левия, а от Христа Спасителя — Божественного пастыря.
В первые века христианства Спасителя было принято изображать на иконах и фресках не в виде первосвященника или Небесного судьи. А в виде пастыря доброго, то есть заботливого пастуха, который охраняет стадо овец от различных опасностей и является тем, за кем не страшно следовать. В Евангелии от Иоанна Христос Сам называет Себя Пастырем, причём Пастырем добрым. И тут же поясняет, почему Его утверждение является верным. Пастырь добрый полагает душу свою за овец.
Слова Христа нашли подтверждение на практике. Спаситель пожертвовал Собой ради спасения человечества от власти греха и дьявола. Христос призвал быть добрыми пастырями и Своих учеников-апостолов. Все они впоследствии самоотверженно трудились на ниве христианской проповеди — основывали новые церкви, рассказывали о Евангелии разным народам. Причём, делали это бесстрашно — невзирая на многочисленные опасности. В итоге, почти все апостолы умерли мученической смертью. Пастырский пример Спасителя и Его учеников является основой для служения современных священников. Не столько в смысле переживания страданий, сколько в смысле самоотверженного служения Богу и Церкви. Православное понимание пастырского служения предполагает, что пастырь должен быть примером для мирян и в молитве, и в ежедневном исполнении заповедей Божиих. Не следует думать, что пастырь обладает какой-либо властью над прихожанами. Он не может и не имеет права замещать собой Христа. Пастырь — это проводник к Богу, спутник своих прихожан по пути духовной жизни — тот, кто помогает в трудных ситуациях, наставляет не только словами, но и поступками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Свет Христов». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о значении Света Христова и внутреннего света каждого христианина на основе книги святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Сила Моя в немощи совершается».
Разговор шел о жизни и трудах святителя Луки (Войно-Ясенецкого), о том, к какому свету призван каждый христианин, что к этому свету может приближать, а что, наоборот, отдаляет, а также что означают слова молитвы «Свет Христов просвещает всех».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарить жителям ПНИ возможность творить

Андрею 38 лет, с детства он практически ничего не видит. Один его глаз пострадал из-за травмы, а другой после неудачной операции. При этом мужчина создаёт поделки из керамики, рисует, увлекается ткацким мастерством и плетёт изделия из бисера.
Андрей – сирота. Много лет он живёт в психоневрологическом интернате, в Москве. Здесь же находится и его родной брат, у которого тяжёлая форма инвалидности. У самого Андрея с ментальным здоровьем всё в порядке, но много лет назад из обычного детского дома его решили направить именно сюда, потому что о незрячем юноше некому позаботиться.
Возможность развивать свои таланты в таких непростых обстоятельствах появилась у Андрея благодаря фонду «Адреса милосердия». Однажды про необычайно творческого жителя интерната узнала волонтёр фонда, Алла. Она сама инвалид по зрению, поэтому ей особенно захотелось поддержать Андрея. Так они подружились, и со временем молодой мужчина стал участником проекта «Открывая мир». В рамках него фонд «Адреса милосердия» проводит для людей из психоневрологических интернатов Москвы творческие занятия, экскурсии, интересные встречи и другие события.
Андрей, какие и многие подопечные фонда, будет жить в интернате всю свою жизнь. Поэтому возможность творческого самовыражения для него и всех остальных – это настоящая отдушина.
Чтобы люди с инвалидностью продолжали заниматься лепкой, живописью и другими видами творчества, необходимо обеспечить их материалами. Поддержать проект «Открывая мир» и его участников можно на сайте фонда «Адреса милосердия», в разделе «Им нужна помощь».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 7715 со словом «Акция» и любой суммой через пробел, например, «Акция 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских гран