Преподобный Амвросий Оптинский, в миру - Александр Гренков, родился в тысяча восемьсот двенадцатом году в Тамбовской губернии. В семинарии он перенес опасную болезнь, и дал обет стать монахом, если выздоровеет. Он не забыл своего обета, но все откладывал его и не решался исполнить обещанное. Мучаясь от нерешимости, Александр отправился к известному в той местности подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен». Гренков послушался. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием. «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!», - говорил он, рассуждая о природе бед и неприятностей. Скоро он стал приобретать славу опытного наставника и руководителя. Он обладал живым, острым, наблюдательным умом, углубленным постоянной молитвой. Его проницательность переходила в прозорливость. Современники говорили, что он проникал в душу собеседника. При этом преподобный Амвросий оставался жизнерадостным человеком. Когда надо - давал наставления в простой и шутливой форме, иногда - умел быть взыскательным и строгим. Одному молодому священнику, подумывавшему оставить бедный приход, он издали закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» и пояснил после: «Да ведь дьявол, который тебя искушает - один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего!»
Часть 2
Преподобный Амвросий Оптинский - один из самых известных Оптинских старцев. Он более тридцати лет принимал людей, обращавшихся за советом, ищущих ответы как на бытовые, так и на глубокие философские вопросы. Он не делал различия между петербургским сенатором и старой крестьянкой, университетским профессором и светской дамой. Философы Соловьев, Леонтьев, Розанов, писатели Толстой и Достоевский оставили свои воспоминания о преподобном Амвросии Оптинском. Отчасти он стал прототипом для старца Зосимы, героя романа Достоевского "Братья Карамазовы". Прозаик Евгений Погожев говорил о святом: «Меня поразила... та непостижимая бездна любви, которая была в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев - учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». Василий Розанов писал: «Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».
В последние десять лет своей жизни преподобный Амвросий основал и устроил женскую обитель. Она существует и сейчас в Шамордино, неподалеку от Оптиной пустыни.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема