Есть такая пословица: «невольник — не богомольник». Ее принято вспоминать, когда речь идет о том, что любая «обязаловка» несовместима с христианской верой — ни в школе нельзя преподавать Православие насильно, ни в жизни нельзя к вере принудить и заставлять человека ходить в Церковь.
Но часто критики упрекают: дескать, вы, православные, для проформы так говорите, а на самом деле считаете, что веру нужно агрессивно навязывать. На этом можно ответить вот что. Мы не можем считать, что веру нужно навязывать, уже хотя бы потому, что в Библии — в нашей главной книге — есть история о том, как Бог никому ничего не навязывает. Это — история Благовещения Пресвятой Богородицы.
Мы привыкли к этому сюжету, тысячи раз он становился темой полотен и литературных произведений. Он как будто покрыт музейной пылью. Но если пыль сдуть и посмотреть на него вблизи как на историю обычного, как мы с вами, человека — юной девушки Марии, мы увидим небывалое по напряженности событие. К ней, глубоко верующей благочестивой иудейке, является архангел Гавриил и провозглашает, что она, Непорочная Дева, родит Сына от самого Бога. Трудно представить, но вообразите, что бы испытали в такой ситуации лично Вы?
Для Девы Марии, должно быть, нет сомнений, что с ней говорит Божий посланник и все услышанное — от Бога. И все же Мария в смятении. Что значило в иудейском обществе того времени родить ребенка не от мужа? Вполне возможно, быть побитой камнями как прелюбодейка. Да и кто вокруг поверит, что ее ребенок — Сын Божий, тот самый Мессия, которого ждет весь ее народ. Мария задает ангелу тревожный вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел объясняет: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Тут снова стоит остановиться и вдуматься: что могла почувствовать юная девушка, услышав такое… Как это понять?! Как это принять?! Как это вместить?! Что теперь делать?!
И вот тут звучат слова принципиально важные слова — Дева Мария смиренно соглашается: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Могла бы Дева Мария, грубо говоря, отказаться? Наверное, могла. Мог бы Бог исполнить свой замысле насильственно — грубо говоря, не спрашивая согласия Марии? Мог бы — для Него нет ничего невозможного. Но Бог этого не делает. И это имеет колоссальное значение: Он сотворил человека свободным и теперь всегда и во всем ждет от человека только его доброй воли, только его личного желания. Бог не может спасти человека против воли самого человека. От нас нужен хотя бы шаг навстречу Богу. В раю Адам и Ева, сотворенные свободными людьми, добровольно от Бога отворачиваются: выбирают зло — нарушают заповедь и вкушают плод с древа познания, и Господь изгоняет первых людей из Эдема. Так начинается история нашего мира, который отныне — после грехопадения — считается падшим. Несколько тысячелетий спустя юная девушка Мария — точно так же добровольно и свободно — выбирает добро, Бога и смирение перед Ним. И начинается новая история падшего мира — история его исправления через приход Богочеловека Иисуса Христа.
Ключевые слова здесь — добровольно и свободно. Праздник Благовещения в этом смысле раскрывает, на чем строятся в христианстве отношения человека и Бога. А именно, какого образа мыслей и поступков Бог от человека ждет.. В этом смысле точно звучит пословица «невольник — не богомольник». Смирение перед Богом не может быть ничем иным, кроме как актом свободного выбора.
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема