Англия - страна необычная. В первую очередь, благодаря множеству самобытных традиций. Но мало кто знает, что в двадцатом веке Англия стала пристанищем для огромного количества православных христиан, вынужденных по разным причинам покинуть свою родину.
Русские уезжали из-за революции 1917-го года, греки и сербы - из-за турецкой угрозы. Среди православных переселенцев были люди действительно выдающиеся. Например, отец Софроний Сахаров, ученик великого афонского старца Силуана. В определенный момент отец Софроний был вынужден покинуть Святую гору. Свой новый дом он нашел именно в Англии.
Там отец Софроний создал маленький православный монастырь, двери которого до сих пор открыты для людей самых разных национальностей. Сюда приезжают русские, греки, сербы и все те православные христиане, кто покинул родину и ищет теперь духовной поддержки.
Через какое-то время личность отца Софрония и его духовный опыт были замечены и местным населением - англичане тоже стали посещать обитель, а некоторые из них перешли в Православие и даже приняли монашество.
Монастырь отца Софрония - место уникальное. Взять хотя бы дом, в котором обосновались его первые монахи. Когда-то в этом доме жил знаменитый английский режиссер Альфред Хичкок.
Вот и еще один интересный факт. Обычно православный монастырь — это монастырь или мужской, или женский. В обители отца Софрония живут и монахи, и монахини. Таково было его изначальное решение — принимать в монастырь мужчин и женщин, а территорию разделить на две части. В, условно, мужской зоне стоит храм. А в женской, как, наверное, вы догадались, столовая, или как её называют в монастыре, трапезная.
Но все же главная особенность монастыря - его богослужение. Хотя отца Софрония уже нет в живых (он умер в 1993 году), монахи свято берегут устав, им введенный. С самого начала понимая, что в монастырь будут приезжать люди разных национальностей, отец Софроний ввел особый порядок служб, чтобы каждый паломник чувствовал себя как дома.
Утреннее богослужение, Литургия, совершается в монастыре четыре раза в неделю. И служат монахи на разных языках. По вторникам служба совершается по-гречески, в четверг - по-славянски. В субботу монахи служат на английском языке. А в воскресенье используются все три языка сразу. Выглядит это так. Одну часть службы поют или читают на греческом, потом на славянском, потом на английском и так далее.
В то время, когда я посещал монастырь отца Софрония, я был диаконом. Помню, как сначала удивился, что мне придется участвовать в английской Литургии, а затем и в Литургии многоязычной. Потребовалась, конечно, подготовка к этим службам - нужно было заранее посмотреть все тексты. Ведь их я знал исключительно на церковнославянском языке. Помогала мне в этом нелёгком деле монахиня-англичанка, ставшая православной и пришедшая в обитель благодаря отцу Софронию.
Особенным образом запомнилась та многоязычная служба. Люди разных национальностей на Литургии были Церковью действительно объединены. А мне стали совершенно понятными слова апостола Павла - во Христе нет разделения на национальности, все православные христиане народ Божий.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традициях расположенного в Англии монастыря отца Софрония Сахарова.
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О служении медиков

Сегодня 15 июня. День медицинского работника.
О служении медиков — игумен Назарий (Рыпин).
Значение медицины, конечно же, велико в жизни современного человека. Все мы так или иначе болеем, обращаемся к врачам.
Но ещё в Ветхом Завете сказано: «Не греши, чтобы не пасть в руки врачей», — во-первых. И мы знаем, что, когда попадаешь действительно в руки медиков, то очень много приходится претерпевать всевозможных скорбей болезненных, процедур, операций, быть может даже. Но это помогает нам сохранять какое-то всё-таки, как это называют врачи, качество жизни.
И в другом месте Премудрый Соломон говорит: «Не пренебрегай врачом, ибо он в своё время нужен». И в нашей жизни мы видим необходимость медиков, их служения человеку. Мы знаем даже три пары врачей, которых звали Косма и Дамиан, в разных местностях они жили, Пантелеимона Великомученика, они не брали денег.
Но в современном мире иногда медицина становится коммерцией. И вот дай Бог, чтобы наши врачи сохраняли всё-таки это служение. Потому что настоящий медик, конечно же, служит людям, как учитель, как воин и как священник.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко люди, совершающие вполне сознательные грехи, в качестве оправдания говорят, что поступают так, потому что праведный путь для них слишком труден. Конечно, осуждать никого не стоит, потому что всей жизни, всех обстоятельств, всех сил человечека мы знать не можем... Но для себя самих бывает вполне полезно задуматься о том, как удержаться от греха в сложных обстоятельствах? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Историй о героических поступках немало. В честь героев называют улицы, их подвиги описывают в газетах и на стендах, обсуждают с детьми в школах. Иногда это довольно известные люди, учёные, полководцы, а иногда совсем простые, вроде Ивана Сусанина, который был крепостным крестьянином. Но бывают поступки, о которых неизвестно практически никому, кроме тех, кто их совершает. Более того, иногда это и не поступки вовсе, а их отсутствие... Скажем, можно вспомнить слова, которые обратил к воинам Иоанн Креститель: никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь жалованием. Кажется, что это очень просто, но в ситуации, когда остальные ведут себя иначе, простые вещи становятся трудными и обыкновенная честность оказывается сродни подвигу. Когда ты понимаешь, что немного меньше принципиальности позволит тебе повысить качество жизни, может быть обновить машину или даже улучшить жилищные условия, но оказываешься не готов ломать собственную совесть, это может восприниматься как глупость окружающими, но оказывается очень ценно перед Богом. И речь даже не столько про формальное соблюдение норм, сколько про искреннее стремление жить по правде, которое всегда предполагает подлинную заботу о людях, в том числе и тех, чья жизнь зависит тебя.
Но что может стать основой такой жизни? Современные люди дают разные ответы, а библейский ответ один — вера в Бога. Именно поэтому, рассказывая о жизни святых, апостол в отрывке, который мы услышали, говорит, что они действовали верой. Верой побеждали царства, верой творили правду. То есть они делали всё это, будучи уверены, что Бог и Его воля важнее сиюминутных выгод, которые в древности можно было получить, например, принеся жертву идолам, а в наше время обокрав кого-нибудь, получив взятку, поступившись заповедями тем или иным образом. Сегодня это не для всех очевидно, но ученики Спасителя совершенно не разделяли веру и верность заповедям. Они жили верой вне зависимости от обстоятельств, хороших или плохих, внешне побеждали и внешне проигрывали, но шли к цели, намеченной для них Богом. И не просто шли... Столетиями они призывали других идти за собой, как сегодня призывают нас. В сложных жизненных обстоятельствах нам может быть страшно, ведь мир, в котором мы живём, диктует нам свои правила. Однако образ святых — апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных призывает нас, несмотря ни на что, прежде всего ориентироваться на правила Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов