
На что способна любовь? Готовы ли мы на подвиг ради тех, кто нам дорог? Такие вопросы хочется задать себе после просмотра ленты итальянского режиссёра Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». С момента выхода на экраны в 1997-м году картина, получившая премию «Оскар» сразу в трёх номинациях, продолжает оставаться одним из самых необычных фильмов мирового кинематографа. Невероятным образом режиссёру удалось органично переплести комедию с глубочайшей драмой и сделать это так мастерски, что почти двухчасовая лента смотрится буквально на одном дыхании.
Действие происходит в самом начале Второй мировой войны. Главный герой — его играет сам режиссёр Роберто Бениньи — смешной и обаятельный деревенский парень по имени Гвидо, он переезжает в город, чтобы начать новую жизнь. С первых же кадров зритель попадает в атмосферу искромётной итальянской комедии, где одна забавная сцена сменяет другую:
«Ты только посмотри! Смотри сюда, и сюда, Ферруччо! Что я тебе говорил! Мы в городе, можно делать что угодно. Мы абсолютно свободны. Хочешь, что-то сделать — делай. Вот здорово! Хочешь кататься — катайся. Хочешь орать — ори! Эй, прекрати, ты что спятил. Мы же в городе, здесь нельзя вести себя, как в деревне».
На своём пути в город главный герой встречает девушку по имени Дора, которая вскоре становится его женой. Интересно, что сыгравшая Дору актриса Николетта Браски и Роберто Бениньи — и в реальной жизни муж и жена. Трогательные отношения героев стремительно развиваются на фоне поднимающего голову фашизма. Город увешан плакатами с изображением Гитлера и Муссолини, в школах детям преподают расовую теорию, то и дело происходят еврейские погромы. Тучи сгущаются вокруг Гвидо, ведь он — еврей. Только весельчак Гвидо не спешит унывать — рядом с ним любимые люди: жена и сын, маленький Жозуэ. Но однажды главного героя арестовывают и вместе с пятилетним мальчиком отправляют в концлагерь. Дора добровольно следует за ними. Так в концлагере оказывается вся семья.
Чтобы отвлечь маленького сына от страшной реальности, Гвидо придумывает для него историю о том, что всё происходящее — увлекательная игра. Тот, кто будет строго соблюдать её правила, получит приз — настоящий танк! Один из особенно впечатляющих и трагикомических моментов фильма — эпизод, когда главный герой переводит для заключённых речь немецкого надзирателя, который объясняет правила поведения в концлагере. Гвидо, зная, что его слушает маленький сын, к удивлению остальных, произносит совсем не то, что в резких интонациях говорит немец.
«Начинаем Игру. Кто здесь, тот играет. Кто не здесь, не играет. Чтобы выиграть, надо набрать тысячу очков. Кто наберёт их первым, получит настоящий танк. Мы изображаем злых, мы будем на вас орать. Кто испугается, теряет очки. Вчера я потерял сорок очков, потому что мне пришлось съесть булку с джемом»
Режиссёру удалось сохранить лёгкость, повествуя о вещах отнюдь не смешных. Это получилось благодаря тому, что его юмор добрый и светлый, он создаёт атмосферу тепла даже там, где трудно её себе представить. Финал картины одновременно и трагичный — потому что главный герой Гвидо играет до конца, и идёт на смерть ради спасения сына. И счастливый — потому что Жозуэ остаётся жив, он встречает свою маму и действительно получает возможность прокатиться на настоящем танке!
Фильм «Жизнь прекрасна» стал классикой. И это неудивительно, ведь итальянский режиссёр Роберто Бениньи поставил в центр своей картины не только величайшую трагедию ХХ века, но и подлинную, жертвенную и бескорыстную любовь, которая способна творить чудеса и для которой нет ничего невозможного.
Деяния святых апостолов

Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую самое обидное, что может услышать человек, — это правда. Иногда правда бывает настолько болезненной, что человек совершенно теряет над собой контроль и начинает совершать какие-то абсолютно неразумные действия. Так случилось и с иудейским синедрионом тогда, когда перед ним предстал первомученик архидиакон Стефан. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок содержит в себе фрагмент речи Стефана перед синедрионом и описывает реакцию иудейских старейшин на слова святого.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Ни одно из слов святого первомученика не было неправдой, ведь Стефан, ничего не выдумывая и никак не искажая факты, всего лишь кратко пересказал историю еврейского народа. Однако мы слышали, что после упоминания убитых пророков и убитого Спасителя мира Христа члены синедриона начали себя вести крайне странно: «Они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7:54). Эти слова книги Деяний свидетельствуют, что иудейские старейшины прекрасно осознавали свой грех, они понимали, что совершили ошибку, предав Христа на смерть. Но к собственным ошибкам можно относиться по-разному: можно их признавать и пытаться исправить, а можно их всеми силами их отрицать, уверяя себя и всех прочих в правильности своего поступка. Как мы понимаем, иудеи избрали второй путь.
Для любого здравомыслящего человека очевидно, что тот путь, который они предпочли, ведёт лишь к умножению греха, и в конечном итоге — к вечной погибели души. Мы не знаем, покаялся ли кто-то из убийц святого первомученика в дальнейшем, нам известно лишь об апостоле Павле, который, не будучи сам повинен в смерти святого, относился с сочувствием к действиям его убийц. Апостол Павел — да, в полной мере осознал неправоту иудейского подхода к собственной истории и, в первую очередь, ко Христу. В отношении же других участников расправы над Стефаном мы, к сожалению, не имеем оснований сказать что-либо подобное.
Впрочем, нас, конечно же, в связи с этой историей должно занимать совсем другое: в какой степени мы готовы к восприятию той самой правды, которая «глаза колет»? Ведь мы все несовершенны, у всех нас есть свои слабости и грехи, но, к счастью, Бог не оставляет нас без Своего попечения, Он посылает нам людей, которые указывают на наши недостатки. Способны ли мы слушать и слышать этих посланников Божиих? Или же их слова не вызывают у нас ничего, кроме злобного скрежета зубов? Каждому из нас стоит хорошенько подумать над этими вопросами, потому что неправильные ответы на них могут погубить наши души так же, как они погубили души членов иудейского синедриона, ополчившихся на святого первомученика архидиакона Стефана.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о судьбе и духовных подвигах одного из самых почитаемых русских святых 20-го века — преподобного Серафима Вырицкого. О том, как крестьянский сын стал одним из богатейших людей России, а потом принял монашество и стал известным старцем, к которому за духовным советом и поддержкой стекались люди со всего Советского Союза.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час