
Последние гонения языческих правителей на христиан в Римской империи пришлись на рубеж третьего-четвертого веков. Тогда у власти был император Максимиан, отличавшийся необузданным нравом. Он считал, что для порядка и спокойствия в обществе необходимо поддерживать язычество. За отказ от поклонения идолам любой человек обрекался на казнь.
Одна из римских провинций у побережья Черного моря называлась тогда Понтийская область. Там находился город Аласия, а в нем служил молодой воин Феодор, не скрывавший своей христианской веры. Его прозвание было Тирон, то есть, новобранец.
В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал, как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Ведь армия была опорой императорской власти. Жертвоприношение считалось не столько религиозным действом, сколько доказательством верности правителю. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. Это было равносильно подписанию собственного смертного приговора. Но безуспешны были уговоры товарищей и даже начальника.
Начальник:
— Что за глупое упрямство, Феодор? Ты прекрасно знаешь, что никто в здравом уме не верит в эти статуи. Но почитая их, мы чтим кесаря, да живет он вечно. Ты что, хочешь прослыть предателем?
Феодор:
— Я верен императору и от своего долга не отступлюсь. Но только Бог вечен, и Его заповедь гласит: не сотвори себе кумира, не поклоняйся им и не служи им. Вот что я не желаю и не смею предать.
Начальник:
— Молчи, глупец! Как ты дошел до того, чтобы отдать жизнь ради детской сказки?
Феодор:
— Воин отдает жизнь за правителя, мой же правитель и Отец мой – Бог. Неужели отступлюсь от Него из страха перед людьми?
Начальник:
— Слова безумца! Впрочем, я дам тебе шанс. Иди, подумай еще несколько дней. Но если не образумишься, пеняй на себя.
Эти дни Феодор усердно молился и по истечении срока вновь твердо заявил об отказе поклониться идолам. После этого его арестовали, обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу.
Прошло немало дней, прежде чем двери тюрьмы вновь открылись. Стражники почти не сомневались, что заключенный давно умер от голода. Но к их удивлению юноша был жив и продолжал исповедовать веру в Христа. Более того, узник рассказывал, что во время молитвы ему явился сам Сын Божий и укреплял его.
Тогда стражники принялись издеваться над Феодором, бить его и всякими пытками принуждать к отречению. Юноша остался непреклонен. После этого его, как злостного мятежника, приговорили к мучительной смерти. Феодор сам взошел на костер, и с молитвой предал душу Богу, которому остался верен. Это случилось около 305 года.
Удивительно, но здесь история не заканчивается. Через 50 лет после мученической кончины Тирона следующий жестокий император Юлиан, прозванный Отступник, решил надругаться над ненавистными христианами. С началом Великого поста он приказал тайно окропить все продукты на рынке в Константинополе кровью идольских жертв. В ту же ночь архиепископу Евдоксию во сне явился юный воин, Феодор.
Феодор:
— Скажи людям, чтобы не покупали еду на рынке и даже не прикасались к ней. Император собирается против вашей воли сделать вас мерзостью и посмешищем всей страны. Солдаты ходят по торговым площадям и разбрызгивают повсюду жертвенную кровь. Если хотите сохранить тело и душу в чистоте, употребляйте в пищу лишь то, что имеете дома. Варите пшеницу и ешьте с медом, чтобы поддерживать силы. Да пребудет с вами Господь.
Так и поступили константинопольские христиане, предупрежденные архиепископом. В память об этом чуде по сей день в первую неделю Великого поста в православных храмах освящается кушанье из вареной пшеницы с медом — коливо. А Феодор Тирон, некогда простой новобранец в своем полку, стал почитаемым святым и украшением воинства Христова. Недаром, по словам апостола Павла, «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на ум человеку, что приготовил Бог любящим Его».
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О святых и святынях Казанской земли

Сегодня 17 октября. Собор Казанских святых.
О святых и святынях Казанской земли — священник Александр Ермолин.
В Соборе Казанских святых мы видим множество угодников Божиих, которые самым решительным образом повлияли на православие в России. Это и святители Гурий, Варсонофий, это и святейший Патриарх Ермоген, который обрёл Казанскую икону Божией Матери и который, став патриархом, рассылал письма, воодушевляя русский народ на сопротивление польской интервенции.
В Соборе святых Казанской земли — множество новомучеников и исповедников Церкви Христовой XX века. И во главе новомучеников также стоит выдающийся митрополит Кирилл Смирнов, который по завещанию Патриарха Тихона был первым в списке местоблюстителей патриаршего престола. И только арест митрополита Кирилла воспрепятствовал тому, чтобы он занял пост местоблюстителя и впоследствии был бы избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Взирая на сонм казанских святых, озаряемых Казанской иконой Божией Матери, будем молиться всем им — и древним святым, и современным, чтобы они уберегли нас от суеверий и расколов, от неверия и хулы, и чтобы по нашей молитве и по нашей вере все они, как только мы к ним обратимся, по слову преподобного Амвросия Оптинского, положили за нас поклон у престола Царя Небесного, если мы с верой обратимся к ним.
Все выпуски программы Актуальная тема