В четвертом веке от Рождества Христова в египетской пустыне, на самой вершине одной горы, которую называли Волчья, поселился молодой подвижник. Там он построил себе келью, состоящую из трех небольших комнат. В одной комнате молился, в другой занимался рукоделием, третья служила ему для сна. В этой келье он оставался безвыходно. В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, до самого конца жизни своей, никогда не выходя из нее, но принимая пищу и беседуя с приходившими к нему людьми через небольшое оконце. Когда истекло тридцать лет пребывания святого в этом затворе, он сподобился от Господа получить дар пророчества.
Звали этого подвижника Иоанн Прозорливый.
Приходившим к нему людям Иоанн предрекал будущее, возвещал об угрожавшем кому-либо наказании Божием, и обличал виновных. Пришел к нему однажды один монах Палладий, который впоследствии описал его подвиги и передал наставления.
Фиваида. У кельи старца.
Палладий (негромко ропщет):
Я так долго шел к обители преподобного Иоанна, дожидался своей очереди! И вот когда он уже начал говорить со мной, появился какой-то воевода, и старец отвернулся от меня! Стал беседовать с богачом! Как же так?! Почему знатным преподобный оказывает предпочтение?
Когда монах Палладий так сидел и роптал про себя, дойдя до крайней степени нетерпения, что уже собирался, не простившись, уйти, святой послал к нему одного из своих учеников, сказав ему: «Пойди и скажи брату тому, чтобы он не гневался, потому что я сейчас отпущу воеводу и буду с ним беседовать».
Иоанн:
Для чего ты разгневался на меня, брат? Разве ты нашел во мне что-либо оскорбительное для тебя? Для чего ты подумал обо мне то, чего и в помысле не должно иметь ни мне, ни тебе? Разве ты не читал, что сказано в святом Писании: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные".
Палладий:
Но я столько ждал, чтобы поговорить с тобой, отче.
Иоанн:
Тебя я могу найти всегда, когда захочу; и ты меня найдешь всегда, когда захочешь; да если бы я тебя и не утешил, то тебя утешили бы другие братия и отцы. Военачальник же, отдавшись мирским заботам только на небольшое время пришел в познание истины и пришел ко мне, дабы получить от меня пользу для души своей. С моей стороны было бы несправедливо, не обратив внимания на него, продолжать беседовать с тобою, так как ты всегда сам заботишься о спасении своем.
Так Палладий убедился в прозорливости старца и получил духовную пользу и урок никого не осуждать.
Еще святой Иоанн учил приходящих к нему: «Чада, любите безмолвие, пребывая всегда в богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или бывает постоянно без гнева; такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел».
Угодив Богу своею святою жизнью, преподобный Иоанн приблизился к кончине своей. На девяностом году жизни он повелел ученикам не приходить к нему в течение трех дней. Когда же братия пришли к преподобному через три дня, то нашли его стоящим на коленях как бы на молитве, душою же отошедшим ко Господу.
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема