В четвертом веке от Рождества Христова в египетской пустыне, на самой вершине одной горы, которую называли Волчья, поселился молодой подвижник. Там он построил себе келью, состоящую из трех небольших комнат. В одной комнате молился, в другой занимался рукоделием, третья служила ему для сна. В этой келье он оставался безвыходно. В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, до самого конца жизни своей, никогда не выходя из нее, но принимая пищу и беседуя с приходившими к нему людьми через небольшое оконце. Когда истекло тридцать лет пребывания святого в этом затворе, он сподобился от Господа получить дар пророчества.
Звали этого подвижника Иоанн Прозорливый.
Приходившим к нему людям Иоанн предрекал будущее, возвещал об угрожавшем кому-либо наказании Божием, и обличал виновных. Пришел к нему однажды один монах Палладий, который впоследствии описал его подвиги и передал наставления.
Фиваида. У кельи старца.
Палладий (негромко ропщет):
Я так долго шел к обители преподобного Иоанна, дожидался своей очереди! И вот когда он уже начал говорить со мной, появился какой-то воевода, и старец отвернулся от меня! Стал беседовать с богачом! Как же так?! Почему знатным преподобный оказывает предпочтение?
Когда монах Палладий так сидел и роптал про себя, дойдя до крайней степени нетерпения, что уже собирался, не простившись, уйти, святой послал к нему одного из своих учеников, сказав ему: «Пойди и скажи брату тому, чтобы он не гневался, потому что я сейчас отпущу воеводу и буду с ним беседовать».
Иоанн:
Для чего ты разгневался на меня, брат? Разве ты нашел во мне что-либо оскорбительное для тебя? Для чего ты подумал обо мне то, чего и в помысле не должно иметь ни мне, ни тебе? Разве ты не читал, что сказано в святом Писании: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные".
Палладий:
Но я столько ждал, чтобы поговорить с тобой, отче.
Иоанн:
Тебя я могу найти всегда, когда захочу; и ты меня найдешь всегда, когда захочешь; да если бы я тебя и не утешил, то тебя утешили бы другие братия и отцы. Военачальник же, отдавшись мирским заботам только на небольшое время пришел в познание истины и пришел ко мне, дабы получить от меня пользу для души своей. С моей стороны было бы несправедливо, не обратив внимания на него, продолжать беседовать с тобою, так как ты всегда сам заботишься о спасении своем.
Так Палладий убедился в прозорливости старца и получил духовную пользу и урок никого не осуждать.
Еще святой Иоанн учил приходящих к нему: «Чада, любите безмолвие, пребывая всегда в богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или бывает постоянно без гнева; такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел».
Угодив Богу своею святою жизнью, преподобный Иоанн приблизился к кончине своей. На девяностом году жизни он повелел ученикам не приходить к нему в течение трех дней. Когда же братия пришли к преподобному через три дня, то нашли его стоящим на коленях как бы на молитве, душою же отошедшим ко Господу.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема