В одной из палат Богоявленского собора Авраамиева монастыря в 1552 году в окружении монахов стоял царь всея Руси Иоанн IV. Грозным взглядом он следил за движениями монахов, которые доставали из огромного сундука при гробе преподобного Авраамия таинственный сверток. Вскоре царскому взору предстал предмет, хранящийся здесь с XII века. Это был жезл, увенчанный крестом.
Четыре века назад, когда древо христианской веры еще не раскинуло своих ветвей по всем русским княжествам, праведный монах Авраамий, стоя перед Господом, умолял Его снизойти к народу и покончить с язычеством на Ростовской земле. Тогда в чудном видении преподобному явился апостол Иоанн Богослов. Святой вручил монаху жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола Велеса на центральной площади Ростова. Одним легким ударом Авраамий разрушил огромную языческую статую. Потрясенные этим чудом, а также вразумленные проповедью отца Авраамия многие ростовчане крестились и вместе с чудотворцем воздвигли храм во имя апостола Иоанна Богослова.
Именно это сокровище – апостольский жезл – и представили монахи Грозному царю, обходившему святые места.
Недрогнувшей рукой Иван Васильевич схватил посох, поднял его, перекинул в другую руку, замахнулся им и ударил по воздуху. При этом крест, не скрепленный с жезлом, упал на землю. Царь, казалось, не заметил этого. Монахи подняли крест и положили в сверток.
Царь:
Вот она, сила Божья! С нами да пребудет! Этим посохом сыты будут псы! Никто не избежит кары Божьей!
Отец Сергий:
Да будет так, царь-батюшка! С ним Казанского ханства не устрашимся!
Инок:
Одолеешь их, они тебе ноги облобызают!
Царь:
Истинно речёте, угодники Божьи! Как отец Авраамий победил с ним иноверцев, так и я покорю их! Беру!
Отец Сергий:
Царь-батюшка, коли так, вели и крест с посохом скрепить...
Царь: (не замечая слов монаха, любуясь посохом)
Ах, хорош посох! Коли победим, прикажу в обители новый храм построить! Каменный! С четырьмя приделами! И книг пришлю и образов святых! На брань за веру Христову!
Сказав это, царь взял у настоятеля храма благословение и вышел с посохом в руках.
Инок:
Что, отче? Возьмет Казань?
Отец Сергий:
Возьмет.
Инок:
Победит, значит!
Отец Сергий:
Проиграет...
Инок:
Как же так, отче?
Отец Сергий:
Посох-то он взял. А креста и не приметил. Уронил и не вспомнил. Лишнее, значит. А что она, сила-то, без Креста Господня? Пустое место! Игрушка в руках безумца!
Инок:
Но наш-то Царь весьма благоразумен!
Отец Сергий:
То ли еще будет, сыне, то ли еще будет... Отче Авраамий, моли Бога о нас!
Казань была взята без боя. После похода 1552 года Казанское ханство фактически подчинилось Московской Руси, но христианская вера не распространилась в его пределах.
Вскоре по приказу Ивана Грозного в Авраамиевой обители действительно был построен новый каменный храм в честь Богоявления. Туда же было доставлено множество ценных книг и икон. Но, как известно, ни владение Апостольским посохом, ни строительство церквей, ни щедрые дары монастырям не помогли царю ни в укреплении Православия, ни в усмирении раздоров на Руси. Не помогли они получить ему благословение у Митрополита Филиппа. Не помогли смыть с его рук крови тысячи невинных, среди которых были и великие праведники. Увы, не распорядился он святым орудием – воистину царским посохом, увенчанным крестом – так, как им распорядился его прежний владелец – преподобный Авраамий Ростовский.
Авраамий Ростовский был одним из первых православных «миссионеров» на Руси. Жил среди диких племен, проповедовал, обучал детей грамоте: обыкновенной и духовной, вел подвижническую жизнь, творил чудеса, славился милосердием и любовью. Он не пролил ни капли иноверческой крови, но был грозой язычников, уничтожал идолопоклонничество, изгонял бесов и исцелял людские души. Отец Авраамий был прославлен Русской Церковью в чине преподобных. Мощи его с 1991 года хранятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в Ростове.
Псалом 143. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Говоря о религии, люди часто противопоставляют её обычной жизни в мире. Человек, имеющий семью, работу и радующийся жизни, воспринимается чуть ли ни как преступник, который отказался от стремления к Царству Небесному. Но на самом ли деле такой взгляд на жизнь в мире можно назвать подлинно библейским? Ответить на этот вопрос помогает 143-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты́ мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны́, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Обвиняя светское общество в приверженности к тварному миру, верующие люди нередко подчёркивают, что жизнь мимолётна, скоротечна и радости в ней временные. При этом делается вывод, что раз они временные, лучше вообще их избегать и стремиться к радостям духовным. Кажется, что это традиционный религиозный взгляд, против которого ничего не возразишь. Однако при чтении Писания возникает явное ощущение, что всё на самом деле сложнее, что библейский подход глубже и интереснее. Так, во-первых, мир сотворён Богом и поэтому не может быть плохим по самой своей сути. Бог сотворил нас материальными совсем не для того, чтобы мы ненавидели материю и мечтали бы из неё сбежать. Верующих людей не устраивает не столько сам мир, сколько тот уход в потребление и комфорт, который сделан в светском обществе, вопреки заботе о духе. Именно поэтому, реагируя на зацикленность мира на земных благах, верующие подчёркивают, что эти блага временные и преходящие. Но в этом не вся правда о мире.
В псалме, который мы сегодня услышали, Давид поначалу, как кажется, тоже говорит именно об этом. Благословляя Бога и испрашивая Его милости и защиты, он задаёт Богу вопрос: «Что есть человек»? Но в отличие от 8-го псалма, где звучит такой же вопрос, здесь Давид даёт на него очень неутешительный ответ: «Человек подобен дуновению, дни его как уклоняющаяся тень». Слово «дуновение» очень важное для Священного Писания. Дело в том, что в еврейском оно образовано от того же корня, что и имя Авель и буквально означает суету, тщету или мимолётное дыхание, выходящее изо рта или ноздрей, которое мгновенно исчезает. Образ на самом деле очень трагичный, говорящий о бренности жизни любого из нас. Однако дальше Давид говорит удивительные слова, призывая Бога приклонить небеса и сойти. Казалось бы, куда Ему сходить, если мир полон лишь тщеты? Но Давид знает, что Бог, сошедший в мир, может исцелить его тщету и наполнить его смыслом. Господь может спасти людей от «вод многих» и той бездны житейского моря, которая готова поглотить человека, отнимая у него жизнь и все его силы. Но, призвав Бога как спасителя и избавителя, Давид обращает к Нему неожиданную мольбу. Он просит благословения для сыновей и дочерей, плодородия скоту и землям. Он описывает простую бытовую радостную жизнь, которая, как кажется, несовместима с началом псалма, в котором в трагичных словах вспоминается мимолётность человеческой жизни. Однако Давид не случайно соединяет в псалме три мотива. Он будто бы говорит: "Господи наша жизнь без Тебя мимолётна и все наши старания без Тебя напрасны. Но, если Ты сойдёшь и спасёшь нас от вод многих житейского моря и от тех духовных ран и проблем, которые наполняют нашу жизнь, мы сможем воспринять её по-другому, без эгоизма и своеволия, с благодарностью и радостью о Твоей любви.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие из нас слышали слово «неофит» и знают, что оно означает человека, который совсем недавно стал приверженцем какого-нибудь движения, обычно религиозного. Говоря о неофите, традиционно имеют в виду увлечённого романтика, с горящими глазами, искренне отдавшегося новому делу. И, конечно, таких людей немало в религиозной среде. Но какие опасности подстерегают их сегодня на пути воцерковления? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Наверное, любому родителю, который имеет опыт воспитания детей, знакомы фразы: «Да у вас вообще ничего нельзя» или «Почему вы всё запрещаете»? Интересно, что звучат они обычно из уст детей совсем не тогда, когда родители действительно всё запрещают... Да и вряд ли вообще можно запретить «всё». Очевидно, в ситуации конфликта, обычно не получив просимого, дети переходят к генерализациям: «У всех есть, а у меня нет», «Всем можно, а мне нельзя», «Вы никогда не учитываете моё мнение» и т.д. Возможно, в исключительных ситуациях такие слова оказываются правдивыми, но обычно всё же они далеки от действительности. Любой родитель, любящий своего ребёнка и желающий, чтобы он нормально развивался, даёт ему пространство для творчества и проявления инициативы. В конце концов человек должен найти своё дело, в котором раскроются таланты, данные ему Творцом, и за ребёнка никак нельзя решать, к чему лежит его сердце. Но всё же, тот же самый любящий родитель знает, что в мире немало опасных и вредных ситуаций, в сложностях которых ребёнок ещё не разбирается и должен быть ограничен. Так или иначе, самое главное заключается в том, что ребёнку или подростку довольно часто приходится просто доверять родителям, потому что до конца осознать природу разрешений и запретов он ещё не в состоянии, будучи образно говоря «неофитом в жизни».
Нечто подобное происходило с язычниками, которые обращались в христианство. И дело было не только в том, что само Евангелие было для них чем-то новым — новой оказывалась в целом вся библейская картина мира. И если для иудеев, принимавших Христа, всё выглядело последовательно, христиане из язычников оказывались в непростой ситуации. Принимая Евангелие, они, с одной стороны, принимали Ветхий Завет, в его исторической, вероучительной и нравственной части, с другой же, осознавали временность его дисциплинарных и ритуальных норм. Сложность их положения была в том, что сами проповедники и миссионеры, которые приходили к ним с проповедью, могли быть по-разному настроены. Из самых разных посланий апостола Павла мы знаем, что он боролся с некоторыми проповедниками, которые вводили лишние правила, ограничивающие свободу, которую возвещал Христос. Одни вводили необоснованные пищевые запреты, другие требовали бесполезных телесных подвигов и упражнений... Суеверий, или как их называет апостол, басней, было много, и апостол предупреждает Тимофея от того, чтобы он доверял самым разным мнениям. Может показаться удивительным, но апостол советует ему вникать в себя и в учение и заниматься этим постоянно. Под учением, он, очевидно, подразумевает рассказы людей для Церкви авторитетных, живых свидетелей проповеднической деятельности Самого Спасителя. Может быть, имеет в виду и свои собственные тексты и собственную благую весть, полученную когда-то от Христа. В любом случае, призыв Павла не слушать всех подряд, не принимать за чистую монету всё, что выдаёт себя за христианство, очень важен для неофитов в любые времена. Иногда люди, сами недавно пришедшие в Церковь, говорят от её имени, чем создают ложное впечатление об ограниченности и чуть ли ни ущербности христианской жизни. На самом же деле, исходя из новозаветного благовестия свободы, Церковь не запрещает чего-то просто чтобы запретить, но позволяет всё, что не противоречит пути спасения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёры-медики для «Благотворительной медицины»
«Благотворительная медицина» — это волонтёрский проект, созданный несколько лет назад медиком Валерией Пинигиной. Участники проекта — люди разных медицинских профессий, которые в свободное от работы время приходят на помощь тем, о ком некому позаботиться, у кого нет документов и денег, кто лишился дома и оказался на улице. Кроме этого, доктор Лера, как ласково зовут её подопечные, вместе с волонтёрами регулярно выезжает на Донбасс. Там в рамках проекта «На стороне жизни» они заботятся о беременных женщинах и мамах с детьми. Консультируют их по вопросам здоровья, оказывают психологическую и гуманитарную помощь.
Больше года назад Валерии Пинигиной написала Алёна, мама троих детей. Её семья живёт в той местности, куда порой не доезжает даже скорая. В то время Алёна находилась в положении. Беременность протекала сложно, поэтому женщине была необходима помощь врачей. Благодаря волонтёрам-медикам здоровье мамы оказалось вне опасности. Сегодня Алёна сама трудится в «Благотворительной медицине» — координирует работу проекта в прифронтовых зонах.
Помощи там ждут многие семьи. Задачи у волонтёров самые разные. Например, недавно им удалось вывезти в Москву трёхмесячную девочку с пороком сердца. В столице малышке провели срочную операцию, и сейчас она чувствует себя хорошо.
В «Благотворительной медицине» всегда нужны врачи разных специальностей. Присоединиться к проекту можно из любой точки страны — консультировать выездную бригаду и подопечных онлайн. Если вы готовы помогать семьям Донбасса, делиться своим временем и опытом, свяжитесь с командой «Благотворительной медицины».
Контакты есть в официальной группе проекта в социальной сети ВКонтакте.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












