
Татьяна Любомирская
В последние годы в бытовой лексике часто фигурирует такое модное словечко как «лайфхак», что с английского дословно переводится как «жизненный взлом, взлом жизни». Иначе говоря, так называется полезный совет, с помощью которого можно оригинально решить ту или иную проблему. Но не будем уподобляться моде на иностранные слова, воспользуемся великим и могучим русским языком и переименуем лайфхак в обыкновенную житейскую хитрость.
У каждого из нас есть свои подобные приёмчики. Как красиво завязать галстук, как за час приготовить обед из трех блюд, как заштопать дыру на одежде... Мы с удовольствием делимся своим жизненным опытом и перенимаем опыт других. Вот и я хочу поделиться с вами парой своих хитростей из повседневной жизни. Точнее, так: из повседневной духовной жизни.
Эти приемы просты и примитивны, но они мне нравятся, потому что еще ни разу меня не подводили. Первый связан с ранним пробуждением по утрам. Дело в том, что я сплю очень крепко, и проснуться по звонку будильника для меня настоящий подвиг. Будильник может трезвонить хоть полчаса, перебудив всех моих домашних и соседей за стенкой, а я в это время продолжаю сладко спать. Поэтому в те дни, когда мне необходимо проснуться очень рано, я начинаю переживать уже накануне. И часто случалось так, что я просыпала работу, важные встречи и даже выезды в другой город.
А потом я придумала: в вечерней молитве надо попросить своего ангела-хранителя, чтобы тот меня разбудил. Ведь он всегда рядом, пусть в нужный момент похлопает меня по плечу своим крылом. И знаете что? Теперь всякий раз после такой договоренности с ангелом я просыпаюсь точь-в-точь в нужный момент, прекрасно слыша трезвон будильника, а иногда даже чуть раньше положенного времени.
Скептики, конечно, могут сказать, что таким образом я создаю себе психологический настрой, активизирую биологические часы или что-нибудь в этом роде, но я-то знаю правду: без обращения к ангелу я просыпала сотни раз, а после молитвы к нему — ни одного.
Второй мой «лайфхак» связан с ненормативной лексикой. К сожалению, это бич нашего времени. Выросшая в семье, где все говорят на хорошем литературном языке, учась и работая в окружении людей, которые прекрасно умеют выражать свои мысли и эмоции цензурными словами, я всякий раз испытываю физическое отторжение, слыша грязную речь. Особенно тяжело приходится на улицах, где до тебя то и дело доносятся обрывки чужих разговоров. Ну что же приходится делать? Только одно: бороться с плохим словом хорошим словом. Поэтому, слыша брань, я стараюсь мысленно противостоять ему короткой и всем известной молитвой: «Господи, помилуй». Теперь это вошло в привычку. Почему-то мне кажется, что в этом случае дурное воздействие грубого слова нейтрализуется.
Вот такие несложные приемы помогают мне решать повседневные проблемы. Наверно, у каждого верующего человека есть свой опыт духовных привычек. Мне кажется, это естественно и правильно, когда вера накрепко вплетена в обыденную жизнь. Можно заниматься домашними делами с молитвой, можно просить ангела-хранителя поторопить нужный автобус, можно молиться о том, чтобы комнатные растения росли и цвели по примеру их собратьев из райского сада. Разные маленькие традиции очень украшают повседневность, а когда они связаны с обращением к Богу, то к их внешней атрибутике добавляется еще и духовная глубина. Господь всегда здесь, рядом. Он живой. Он — часть нашей обычной жизни. А с таким спутником ничего не страшно.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







