
Фото: PxHere
Выдающиеся филологи Юрий Лотман и Зара Минц всю жизнь работали в одном университете, вместе учили студентов, вместе писали книги и издавали сочинения русских классиков. Науке они отдавали силы, здоровье и время, но никогда не жертвовали семьёй, детьми и своей взаимной любовью.
Юрий и Зара в конце 1940-х учились на филологическом факультете Ленинградского государственного университета. Лотман всё своё время посвящал науке, а на жизнь зарабатывал тем, что писал портреты вождей для советских учреждений. Однажды Зара, занимавшаяся подготовкой научной конференции памяти Маяковского, предложила молодому человеку поучаствовать в художественном оформлении мероприятия. Лотман решительно отказался, сославшись на то, что бесплатно работать не будет. Зара в слезах удалилась. Таким было первое знакомство. Но скоро отношения потеплели. Зара вместе с подругами готовилась к экзамену по русской литературе. Накануне сдачи они пригласили Юру Лотмана, чтобы он помог им подготовиться. Экзамен прошёл успешно, Юрий и Зара стали часто встречаться и вскоре полюбили друг друга.
Молодые люди окончили университет в тот период, когда антисемитизм был частью государственной политики, и потому не смогли ни остаться в аспирантуре, ни найти работу в Ленинграде. К счастью Юрия пригласили на должность старшего преподавателя в Тартусский пединститут. Вскоре он перевёз в Эстонию Зару. В Тарту молодые люди поженились. У них родилось трое детей.
В 1954 году Юрий и Зара перевелись в Тартусский университет, в котором и проработали до конца жизни. Юрий Михайлович занимался теорией литературы. Зара Григорьевна посвятила себя изучению Александра Блока. Супруги ежегодно устраивали летние семинары на эстонском курорте Кяэрику, из которой выросла Московско-тартусская научная школа семиотики, науки о знаковых системах.
В университете вокруг супругов сформировалось тесное сообщество единомышленников. По вечерам в их квартире можно было встретить многих профессоров, и целый сонм студентов. Проводив гостей, уложив детей спать, Юрий Михайлович и Зара Григорьевна садились за работу. Они засиживались допоздна: спорили, обсуждали, критиковали друг друга, вносили правки в рукописи. В этом совместном творчестве, в соработничестве было их счастье. Многие коллеги и друзья Лотманов подмечают: в разговоре Юрий Михайлович и Зара Григорьевна, о чём бы ни шла речь, постоянно вспоминают друг друга. Даже письма они писали вместе: в конце почти каждого послания Лотмана приписка от супруги.
Супругами не раз интересовалось КГБ, поскольку супруги контактировали с эстонскими и российскими диссидентами. В их доме даже устроили обыск. Юрий Михайлович вспоминает, как во время него Зара сидела за столом и спокойно читала корректуру очередной статьи. «Я в восхищении смотрел на неё тогда, она была бесстрашным человеком», — вспоминал Лотман.
В конце 1980-х супруги пришли к вере. Зара Григорьевна крестилась, это случилось совсем незадолго до её смерти. Юрий Михайлович, который всеми силами старался поверить в Бога, ежедневно вспоминал свою любимую супругу. Он думал о встрече с Зарой в будущей жизни.
В архиве Юрия Михайловича, среди рукописей и конспектов лекций, множество маленьких листочков со смешными рисунками и подписями. Вот повернувшаяся спиной женская фигурка и слова: «Зара с распущенными волосами, купите ей сто заколок». А вот плачущий зайчик и под ним: «Зара, рассматривающая аттестат своего сына». Сколько нежности в этих рисунках, сколько любви, как и во всей жизни Лотманов.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема