
Фото: tretyakovgallery.ru Святые Прокопий и Иоанн Устюжские, с житиями
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве до 13 августа проходит выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV — XIX веков из частного собрания». Вниманию посетителей выставки представлено более семидесяти русских икон XIV–XIX веков, многие из которых до этого времени ни разу не выставлялись. Среди них есть и такие, которые были приобретены на зарубежных аукционах и у европейских коллекционеров. Сейчас они возвратились на родину после длительного пребывания в Европе, как, например, икона «Великомученик Никита, с житием» первой трети XVII века, купленная в России бельгийским коллекционером Отто О’Меаром еще в начале 1920-х годов.
Большинство показанных на выставке произведений — это житийные иконы святых, то есть иконы, которые, наряду с изображением самого святого, к которому верующие обращаются с молитвой, представляют рассказ о его жизни и чудесах в отдельных сценах. Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке представлены и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Вонифатия и др.
Особый раздел выставки составляют списки с чудотворных икон Богоматери, дополненные сюжетами из сказаний об этих иконах — особом жанре, получившем широкое распространение в русской христианской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. На выставке также можно увидеть единственную известную на сегодняшний день икону «Богоматерь Купятицкая, со Сказанием».
Посещение выставки позволит современному человеку не только насладиться красотой русского средневекового искусства, но и представить себе разнообразие путей христианской жизни и соотнести с ними свою жизнь, в которой всегда может найтись место для искренних молитв к святым заступникам и покровителям, а возможно, и для чудесного ответа на эти молитвы.
21 мая. О Боге как Свете

В 1-й главе 1-го Послания апостола Иоанна есть слова: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
О Боге как Свете — священник Алексий Долгов.
Эти слова святые апостолы слышали от самого Христа, который себя самого называл светом. Ученикам Христа, вышедшим на проповедь Евангелия, нужно было объяснить людям, кто такой Бог, которого они проповедуют, и кто такой Христос, распятый и воскресший. Бог сам о себе открыл, что Он есть свет.
Светом святые отцы называют всё доброе, справедливое и святое. Бог является всей истиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи.
Христос говорил и показал своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорный, безусловный свет, то в Нём нет ни следа тьмы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Бог, будучи истинно по существу светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нём путём добродетелей. Поэтому святые — это свет по причастию. Они через любовь к Богу оказываются в свете.
Собственно, противоположное состояние и есть настоящая тьма, зло и грех. Преподобный Иустин Попович говорит, что Бог есть свет, а дьявол есть тьма. Бог есть жизнь, а дьявол есть смерть. Бог есть истина, а дьявол есть ложь.
Только из-за врага рода человеческого люди не могут увидеть смысл этого мира и настоящую цель жизни — прийти к свету. Своей тьмой дьявол делает людей слепыми, мешая им видеть, что мир есть такой на самом деле и что есть настоящая жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О наставлениях преподобного Арсения Великого

Сегодня 21 мая. День памяти преподобного Арсения Великого, жившего в пятом веке.
О его наставлениях — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Арсений Великий давал такое наставление: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти». Внешнее занятие — это понятно, это наше действие во внешнем мире, наши поступки. Что значит внутреннее занятие? Внутреннее занятие — это «умная» деятельность, то есть то, что происходит в наших мыслях, в нашей голове.
И преподобный Арсений говорит о том, чтобы наше внутреннее делание, наши мысли настолько, насколько возможно, были согласны с Божьей волей, с Божьими заповедями. И только тогда мы сможем победить внешние страсти.
Борьба с внешними страстями без внутреннего делания совершенно бессмысленна. Наши действия не рождаются спонтанно. Каждое действие начинается с помыслов, с мыслей, роящихся в нашей голове. Если мы не научимся контролировать наши мысли, если не научимся следить за нашими помыслами, то не сумеем победить ни одной страсти.
Очень непросто научиться контролировать свои мысли, но этому необходимо учиться. И если приложим усилия и запасёмся терпением, то обязательно победим с Божьей помощью. Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед, победа над собой.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О трудах евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня 21 мая. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
О его трудах — священник Августин Соколовски.
Как нам, православным христианам, надлежащим образом почтить память святого апостола? Помолиться за богослужением, причаститься святых Христовых Тайн, вспомнить его труды и подвиги и, главное, перечитать книги Нового Завета, оставленные Иоанном Церкви. Это само Евангелие, три Соборных Послания и Откровение, по-гречески «Апокалипсис».
Полное название этой книги, указанное в самом её начале, — Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. По причине особенной любви и почтения святой Церкви к личности святого апостола, в предании утвердилось название «Откровение Иоанна Богослова».
Книга «Апокалипсис» состоит из 22 глав и, по мнению толкователей, представляет собой собрание поучений, пророчеств, славословий и предостережений, которые передавались по первохристианским общинам и прочитывались за богослужением.
Пожалуй, главное, о чём следует помнить нам, православным христианам, — книги «Апокалипсис» не должно бояться, ведь её содержание представляет собой последовательное раскрытие Пасхальной тайны. Это написанное особым пророческим языком предсказание и указание на то, чему надлежит быть вскоре. Именно в Апокалипсисе Господь Иисус четко, ясно, окончательно и бесповоротно говорит о Себе как Бог, воскресший Мессия, грядущий Судья и Спаситель мира.
«Верую в Господа Иисуса, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых», — говорится в Символе веры. «Книга Откровения — это благая весть, радость Святой Православной Церкви о грядущем Царстве Божьем, которое вскоре наступит во Втором Пришествии Христовом».
Все выпуски программы Актуальная тема