
Апостол Пётр
2 Пет., 66 зач., I, 20 - II, 9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С самых первых лет своего существования Церковь Христова подвергалась как внешним, так и внутренним нападкам. Если с внешними неприятелями всё просто, ведь их легко увидеть и идентифицировать, то с внутренними врагами Церкви всё значительно сложнее, чаще всего эти люди имеют благочестивый вид, их жизнь не вызывает нареканий, в своих речах они непрестанно ссылаются на Священное Писание, однако, тот путь, по которому они идут и по которому предлагают следовать своим ученикам, не способен привести к Царству Христову. О том, каким образом действуют эти люди, писали в своих посланиях и Христовы апостолы, в частности, святой апостол Пётр, отрывок из 1-й и 2-й глав его Второго соборного послания звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 1.
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Глава 2.
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
Апостол Пётр напомнил своим адресатам, что история Ветхого Завета полна примеров недобросовестного несения пророческого служения. Более того, их появление предвидел ещё Моисей, и потому в библейской книге Второзаконие мы можем найти предостережение против лжепророков, оно звучит так: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18:22). Закон Ветхого Завета относительно такого рода людей был предельно суров, лжепророков подобало предавать смерти: «Пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18:20).
По совершенно справедливому прозрению апостола Петра, Церковь не избежит той же самой проблемы, в ней тоже появятся лжепророки, которых апостол именует лжеучителями, это именование связано с тем, что собственно пророческое служение в эпоху Нового Завета утратит свою актуальность, оно станет одним из дарований Святого Духа, в той или иной степени подаваемым всем христианам.
Именно в этом и коренится опасность: дары Святого Духа различны, но есть среди них те, которые вызывают у окружающих больший интерес и энтузиазм, к примеру, дар веры не идёт ни в какое сравнение по своему внешнему выражению с пророческим даром, и, как правило, христиане относятся к нему без особого внимания, тогда как пророческий дар «пользуется повышенным спросом», люди ищут тех, кто им обладает, следовательно, этот дар может быть использован таким образом, который принесёт отнюдь не духовную пользу его обладателю.
Как раз об этом и написал апостол Пётр, он понимал, что тем, кто выдаёт себя за пророков, люди готовы платить деньги, потому что очень многие хотят узнать о самих себе нечто сокровенное, да и вообще людей привлекают тайны, потому апостол и написал, что появятся те лжеучители, которые будут действовать исходя из любостяжания, то есть основным мотивом их деятельности станет стремление к наживе. Очевидно, что не будет ничего хорошего в том случае, если кто-то решит последовать за такими людьми. Ничего хорошего не будет и для них самих: апостол Петр не призывает предавать их смерти, но он написал, что судить таких людей будет Бог, и оправдаться на этом суде не получится.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема