Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла


2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Какое значение имеет Библия для духовной жизни христианина? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Глава 4.

1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращает наше внимание на значимость Священного Писания для духовной жизни человека. Уникальность Библии в том, что это богодухновенный текст. То есть текст, который имеет двойное авторство: Божественное и человеческое. А потому с его страниц к нам обращается не только древний автор, но и напрямую Сам Бог. И это не метафора. Апостол был знатоком Писания. Его изучению он посвятил всю свою жизнь. А потому он на личном опыте знал: если правильно читать священные свитки, то они открывают, чего именно от меня ожидает Господь в конкретной ситуации. Поэтому Павел и говорит, что чтение Писания «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». То есть Библия для апостола — это не просто собрание древних историй, не просто хранилище высоких богословских истин, не просто реликвия, которую нужно трепетно оберегать и поклоняться ей во время богослужения. При верном подходе всё написанное в ней превращается в практическое руководство к действию в настоящем.

Точно так относились к Писанию и все позднейшие поколения христиан. Люди, которые стремились вести духовную жизнь, сверялись в своей повседневной деятельности с Библией, как древние мореплаватели сверялись с компасом. Для этого появилось даже специальное выражение «молитвенное чтение». Цель такого чтения не просто познакомиться с тем, как происходили описываемые события. Так мы зачастую читаем научную, художественную литературу и новостные ленты. Цель молитвенного чтения иная. Не просто насытить себя информацией, но в первую очередь применить её в своей жизни.

Алгоритм такого чтения прост. После того, как мы прочитали выбранный отрывок Священного Писания, мы совершаем важную процедуру: помещаем себя на место персонажей священной истории и пытаемся ответить на вопрос: а как бы я поступил на их месте. Вглядываемся в себя и спрашиваем: а пошёл бы я за Христом, оставив все свои дела, как первозванные апостолы? А если меня ударят по одной щеке, я подставлю другую? А что бы я делал на месте учеников в Гефсиманском саду? И, наоборот, переносим действия Библии в современность. А если бы сейчас пришёл Христос, я бы оказался на месте Его друзей, врагов или продолжал бы жить как ни в чём не бывало? А что сейчас означает призыв Спасителя «раздай всё и следуй за Мной»? А что в современном мире означает рабство греху? Вопросы могут быть, какие угодно. Всё зависит от тех обстоятельств, в которых я нахожусь. Самое главное, что чтение Библии обязательно должно сопровождаться молитвой. Например, мы можем обращаться к Богу со словами: «Господи, открой мой ум, чтобы познать Твоё Писание, и чтобы я жил по заповедям Твоим». Или же просто: «Господи, открой мне Свою волю, научи меня, как я могу быть полезен и Тебе и Твоим детям». Есть такая практика: выбирать каждый день по одной строчке из Нагорной проповеди и молитвенно размышлять над ней на протяжении дня. А те мысли, которые приходят на ум, вечером записывать в тетрадь и делиться ими с близкими по духу людьми.

Если будем с регулярностью и настойчивостью практиковать такое чтение Писания, Бог не замедлит проявить Себя. В нужное время в нашем сердце будут появляться ответы. И тогда, посоветовавшись с духовно опытными людьми, я бесстрашно могу приступать к действию, воплощать Священное Писание в своей жизни, с помощью Божией наполнять её светом и теплом Божественной благодати.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова

Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю…

19.05.2024

Жены-мироносицы

«Жены-мироносицы» Михаил Нестеров, 1889 г., из собрания Третьяковской галереи О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали…

19.05.2024

19 мая. О добродетелях святого Михея

Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке. О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.

19.05.2024

19 мая. Об отношении к страданиям

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова. Об отношении к страданиям, — священник…

19.05.2024

19 мая. О духовном смысле праздника Жён-мироносиц

Сегодня 19 мая. Неделя жён-мироносиц. О духовном смысле праздника, — протоиерей Игорь Филяновский.

19.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя…

19.05.2024

This website uses cookies.