
Апостол Павел. Мозаика
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое значение имеет Библия для духовной жизни христианина? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращает наше внимание на значимость Священного Писания для духовной жизни человека. Уникальность Библии в том, что это богодухновенный текст. То есть текст, который имеет двойное авторство: Божественное и человеческое. А потому с его страниц к нам обращается не только древний автор, но и напрямую Сам Бог. И это не метафора. Апостол был знатоком Писания. Его изучению он посвятил всю свою жизнь. А потому он на личном опыте знал: если правильно читать священные свитки, то они открывают, чего именно от меня ожидает Господь в конкретной ситуации. Поэтому Павел и говорит, что чтение Писания «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». То есть Библия для апостола — это не просто собрание древних историй, не просто хранилище высоких богословских истин, не просто реликвия, которую нужно трепетно оберегать и поклоняться ей во время богослужения. При верном подходе всё написанное в ней превращается в практическое руководство к действию в настоящем.
Точно так относились к Писанию и все позднейшие поколения христиан. Люди, которые стремились вести духовную жизнь, сверялись в своей повседневной деятельности с Библией, как древние мореплаватели сверялись с компасом. Для этого появилось даже специальное выражение «молитвенное чтение». Цель такого чтения не просто познакомиться с тем, как происходили описываемые события. Так мы зачастую читаем научную, художественную литературу и новостные ленты. Цель молитвенного чтения иная. Не просто насытить себя информацией, но в первую очередь применить её в своей жизни.
Алгоритм такого чтения прост. После того, как мы прочитали выбранный отрывок Священного Писания, мы совершаем важную процедуру: помещаем себя на место персонажей священной истории и пытаемся ответить на вопрос: а как бы я поступил на их месте. Вглядываемся в себя и спрашиваем: а пошёл бы я за Христом, оставив все свои дела, как первозванные апостолы? А если меня ударят по одной щеке, я подставлю другую? А что бы я делал на месте учеников в Гефсиманском саду? И, наоборот, переносим действия Библии в современность. А если бы сейчас пришёл Христос, я бы оказался на месте Его друзей, врагов или продолжал бы жить как ни в чём не бывало? А что сейчас означает призыв Спасителя «раздай всё и следуй за Мной»? А что в современном мире означает рабство греху? Вопросы могут быть, какие угодно. Всё зависит от тех обстоятельств, в которых я нахожусь. Самое главное, что чтение Библии обязательно должно сопровождаться молитвой. Например, мы можем обращаться к Богу со словами: «Господи, открой мой ум, чтобы познать Твоё Писание, и чтобы я жил по заповедям Твоим». Или же просто: «Господи, открой мне Свою волю, научи меня, как я могу быть полезен и Тебе и Твоим детям». Есть такая практика: выбирать каждый день по одной строчке из Нагорной проповеди и молитвенно размышлять над ней на протяжении дня. А те мысли, которые приходят на ум, вечером записывать в тетрадь и делиться ими с близкими по духу людьми.
Если будем с регулярностью и настойчивостью практиковать такое чтение Писания, Бог не замедлит проявить Себя. В нужное время в нашем сердце будут появляться ответы. И тогда, посоветовавшись с духовно опытными людьми, я бесстрашно могу приступать к действию, воплощать Священное Писание в своей жизни, с помощью Божией наполнять её светом и теплом Божественной благодати.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценность семьи». Анна Мугачева

У нас в гостях была президент Карельской Республиканской Общественной Организации «Арт шатёр» Анна Мугачева.
Мы говорили о различных проектах поддержки семьи, которые организуют общественные организации в Карелии, о фестивале «Счастливы вместе», который прошёл 8 июля 2025г. в Петрозаводске в День семьи, любви и верности и собрал семьи из разных регионов России.
На фестивале работали площадки: «Сохрани жизнь», где говорили о защите материнства и семейных ценностей; «Помощь семьям участников СВО»; а также «Семья и спорт», «Семья и бизнес», площадки, посвящённые вопросам участия родителей в воспитании и образовании детей. Такие встречи помогают почувствовать поддержку, обменяться опытом и укрепить традиции, лежащие в основе семьи.
Кроме того, шла речь о святом Фаддее Петрозаводском — небесном покровителе города. В его честь возводится часовня, которая должна стать местом молитвы и объединения людей.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Город Черняховск
Город Черняховск назван в честь Генерала Армии, командующего 3-м Белорусским фронтом, освободившим калининградские земли от фашизма, Ивана Даниловича Черняховского. Рядом с железнодорожным вокзалом возвышается величественный памятник прославленному полководцу.
На площади Инстербурга, как назывался этот город Восточной Пруссии, 5 сентября 1914-го года проходил парад Русской Императорской Армии после победы наших войск в Гумбинненском сражении в начале Первой Мировой войны. Гумбиннен, ныне городе Гусев, назван в честь капитана советской армии, Сергея Ивановича Гусева, отдавшего свою жизнь при наступлении наших войск в 1945-го году. А еще в Черняховске установлен единственный в мире памятник Генерал-фельдмаршалу Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли на коне.
Так что этот город, в котором сохранились остатки замков рыцарей Тевтонского ордена и прусских королей, сохраняет в себе огромную историю, которой очень глубоко и серьезно занимаются краеведы и историки калининградской земли. В этом году на железнодорожном вокзале Черняховска были созданы две прекрасные выставки, посвященные юбилею Победы наших воинов в Великой Отечественной войне. И главным героем нашей программы, конечно, является Иван Данилович Черняховский, которому Россия в этом году тоже празднует юбилей, он погиб 18 февраля 1945-го года.
Вечная память нашим воинам, защитникам Отечества!








Все выпуски программы Места и люди
Псалом 104. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Бог всегда готов помочь человеку, который к Нему обращается. Он может изменить обстоятельства Сам или дать сил на борьбу тому, кто унывает. При этом важно понимать, для чего Господь это делает? Ответ на этот вопрос звучит в 104-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 104.
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
Человеку, который находится в трудной ситуации, свойственно вспоминать уроки истории и задумываться над тем, как изменить обстоятельства к лучшему. Естественно, на этом пути верующие обращаются к Богу, ожидая от Него помощи. Впрочем, учитывая, что у Бога о мире есть Свой замысел, а люди не всегда понимают бедственность своего положения, порой Бог обращается к ним Сам и призывает их пойти по правильному пути.
104-й псалом, который мы сейчас услышали, — один из тех, в котором автор предлагает иудеям вспомнить историю их исхода из Египта и завоевания Ханаанской земли как историю Божьей помощи и поддержки. Традиционно подобные воспоминания возникали в еврейском народе в пленный или послепленный период, когда люди нуждались в поддержке. Проигрыш в войне и пленение в языческом мире рассматривается однозначно как проигрыш богов, которые покровительствовали проигравшему народу. Язычники делали простой и очевидный вывод: боги победителей сильнее. Кроме того, естественным следствием подобного рассуждения было разочарование в своих богах. Но мировоззрение иудеев радикально отличалось от взглядов всех остальных народов. Люди, вышедшие из Египта, знали, что Бог, обратившийся к праотцу их Аврааму, — был не одним из божеств, но Творцом всего существующего. Именно поэтому в сегодняшнем псалме трижды упоминается Авраам и подробно рассказывается об Иосифе и исходе евреев из Египта. Автор делает это для того, чтобы раскрыть одну простую мысль: Бог может спасти человека из беды, как спасал самых разных людей, о которых говорится в Писании. Однако важно, чтобы люди сами понимали, для чего им нужно спасение. Если они стремятся к нему, для того чтобы вернуться к греховной жизни, из-за которой у них и начались проблемы, то стоит ли вообще начинать этот путь? Если же люди готовы смириться перед Богом, Он всегда их поддержит и выведет на верный путь. Чтобы, как говорит псалом, и они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его».
Псалом 104. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 104. (Церковно-славянский перевод)