
Апостол Павел. Мозаика
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое значение имеет Библия для духовной жизни христианина? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращает наше внимание на значимость Священного Писания для духовной жизни человека. Уникальность Библии в том, что это богодухновенный текст. То есть текст, который имеет двойное авторство: Божественное и человеческое. А потому с его страниц к нам обращается не только древний автор, но и напрямую Сам Бог. И это не метафора. Апостол был знатоком Писания. Его изучению он посвятил всю свою жизнь. А потому он на личном опыте знал: если правильно читать священные свитки, то они открывают, чего именно от меня ожидает Господь в конкретной ситуации. Поэтому Павел и говорит, что чтение Писания «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». То есть Библия для апостола — это не просто собрание древних историй, не просто хранилище высоких богословских истин, не просто реликвия, которую нужно трепетно оберегать и поклоняться ей во время богослужения. При верном подходе всё написанное в ней превращается в практическое руководство к действию в настоящем.
Точно так относились к Писанию и все позднейшие поколения христиан. Люди, которые стремились вести духовную жизнь, сверялись в своей повседневной деятельности с Библией, как древние мореплаватели сверялись с компасом. Для этого появилось даже специальное выражение «молитвенное чтение». Цель такого чтения не просто познакомиться с тем, как происходили описываемые события. Так мы зачастую читаем научную, художественную литературу и новостные ленты. Цель молитвенного чтения иная. Не просто насытить себя информацией, но в первую очередь применить её в своей жизни.
Алгоритм такого чтения прост. После того, как мы прочитали выбранный отрывок Священного Писания, мы совершаем важную процедуру: помещаем себя на место персонажей священной истории и пытаемся ответить на вопрос: а как бы я поступил на их месте. Вглядываемся в себя и спрашиваем: а пошёл бы я за Христом, оставив все свои дела, как первозванные апостолы? А если меня ударят по одной щеке, я подставлю другую? А что бы я делал на месте учеников в Гефсиманском саду? И, наоборот, переносим действия Библии в современность. А если бы сейчас пришёл Христос, я бы оказался на месте Его друзей, врагов или продолжал бы жить как ни в чём не бывало? А что сейчас означает призыв Спасителя «раздай всё и следуй за Мной»? А что в современном мире означает рабство греху? Вопросы могут быть, какие угодно. Всё зависит от тех обстоятельств, в которых я нахожусь. Самое главное, что чтение Библии обязательно должно сопровождаться молитвой. Например, мы можем обращаться к Богу со словами: «Господи, открой мой ум, чтобы познать Твоё Писание, и чтобы я жил по заповедям Твоим». Или же просто: «Господи, открой мне Свою волю, научи меня, как я могу быть полезен и Тебе и Твоим детям». Есть такая практика: выбирать каждый день по одной строчке из Нагорной проповеди и молитвенно размышлять над ней на протяжении дня. А те мысли, которые приходят на ум, вечером записывать в тетрадь и делиться ими с близкими по духу людьми.
Если будем с регулярностью и настойчивостью практиковать такое чтение Писания, Бог не замедлит проявить Себя. В нужное время в нашем сердце будут появляться ответы. И тогда, посоветовавшись с духовно опытными людьми, я бесстрашно могу приступать к действию, воплощать Священное Писание в своей жизни, с помощью Божией наполнять её светом и теплом Божественной благодати.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова (эфир 26.05.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Родная история в мемуарах». Ирина Разумовская

У нас в гостях была режиссер, основатель «Кто мы медиа» Ирина Разумовская.
Разговор шел о третьем сезоне анимационного документального сериала «Живые мемории», в основе которого мемуары знаменитых и малоизвестных людей нашей страны, а также о том, как через современные медийные проекты можно говорить о нравственности, духовности и важных, в том числе христианских, ценностях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Измеряемая благотворительность». Ирина Мерсиянова, Татьяна Богословская
Гостями программы «Делатели» были представители Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: директор Ирина Мерсиянова и сотрудник Татьяна Богословская.
Разговор шел об исследованиях: почему люди участвуют в благотворительных проектах, в частности в проекте по восстановлению разрушенных домов в Мариуполе, и что им это дает. Наши гости рассказали, что именно православные чаще всего вовлечены в социальное служение, а также как церковные благотворительные проекты влияют на отношение людей к Церкви в целом.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели