
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
2 Тим., 292 зач., II, 1-10.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет Тимофея укрепляться на том пути, который он для себя избрал. И хотя апостол использует разные примеры, общий тон отрывка несколько напряженный, ведь Тимофею необходимо укрепляться, переносить страдания, не связывать себя делами житейскими, подвизаться, трудиться и терпеть. После всех этих призывов может возникнуть вопрос: разве нельзя жить как-нибудь поспокойнее, без всех этих подвигов и страданий?
Конечно, можно. Все зависит от того, чего человек хочет от жизни и какие цели он ставит. Может показаться, что необходимость пройти через страдания — это особенность религиозного пути, но апостол приводит примеры, которые относятся к самым разным сферам: к преподаванию, к военной службе, к спорту и сельскому хозяйству. И в каждой из этих сфер человек может страдать и преодолевать те или иные препятствия. Естественно, формы и степени этих страданий разные и, может быть, даже не сопоставимые, но так или иначе, стремясь к своей цели, люди проходят через страдания не только в религии. Там, где наличная действительность не устраивает человека, он задумывается над тем, как изменить ее к лучшему. Учитель видит незнание учеников и, преодолевая их лень и сомнения, ведет их к тому, чтобы они больше узнали о себе и о мире, к тому, чтобы, опираясь на полученные знания, они могли меньше страдать. То же самое с военной службой. Все страдания, которые претерпеваются во время войны претерпеваются ради того, чтобы война скорее завершилась. Любой солдат должен воевать не ради войны, а ради того мирного будущего, к которому он стремится. В религии так же есть особый взгляд на страдание. Впрочем, сегодня понять это непросто, ведь для многих она ограничена лишь культом... Сходили в храм, поставили свечку, отбыли религиозную повинность и с чистой совестью занимаемся своими делами. Напротив графы «религия» можно поставить галочку. И, естественно, в такой парадигме нет места страданиям... Точнее они есть, но лишь как то, чего надо избежать. В таком случае религия оказывается не связана со страданиями, она используется как средство их преодоления. Человек думает так: если я страдаю — значит Бог меня за что-то наказал. Надо с Ним помириться и все будет нормально, жизнь придет в норму.
Но апостол-то явно пишет о чем-то другом. Это не просто страдания от внешних причин, но подвиг во имя исцеления всего мира. Пусть в древнем Риме христиан гнали, пусть им приходилось переносить преследования язычников — в итоге империя стала христианской и внешние страдания закончились надолго. Но не закончились страдания личные, нравственные и духовные. Апостол призывает Тимофея быть стойким воином, но, в первую очередь, в войне духовной, потому что войны физически начинаются только тогда, когда у людей не хватает духовных сил и любовь уступает место ненависти. Человеку может казаться, что он ведет духовную борьбу и даже переносит страдания, но, если цель его — житейская выгода — эта борьба не увенчается успехом. Зная это, апостол наставляет Тимофея переносить страдания правильно, с понимаем того, что победа во внешнем невозможна без главной победы — внутренней. Именно поэтому, желая ученику правильного понимания всего, что происходит, Павел призывает его помнить Господа Иисуса Христа, Который побеждал не внешней силой, но силой Божией и праведной жизнью.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема