
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, 21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

В одном из древнехристианских аскетических сборников есть рассказ о том, как бедный инок, искавший совета знаменитого старца, пришел в монастырь, в котором тот подвизался. Там он увидел его с одним богачом, которому он уделял большое внимание и беседовал с ним очень долго. Пришедший за советом очень смутился и решил, что слава старца преувеличена, так как и он смотрит на лица, богатство и общественное положение пришедших к нему. Расстроившись и уже собравшись уходить, он услышал голос аввы, к которому пришел. Тот объяснил ему, что долгая беседа была необходима тому человеку не из-за того, что он был знатным и богатым, но из-за того, что в жизни его было множество грехов и духовных проблем, в то время как он, то есть пришедший инок, духовно трезв и нуждается лишь в небольшом совете, так как и сам понимает каким должен быть его путь.
В сегодняшнем чтении мы слышим как апостол Павел продолжает наставлять коринфян. Судя по всему, послание, которое мы называем вторым, на самом деле является третьим, то есть Павел писал в Коринф больше всего. Он говорит, что и прийти собирается уже в третий раз, что означает лишь одно: они нуждались в бОльшем наставлении, потому что в их жизни было больше сложностей.
Чувствуется, что апостол пишет с любовью, но, что поделать, ему приходится говорить не только добрые слова, но так же и указывать на недостатки. Всякий, кто когда-нибудь пробовал давать наставления, ощущал ту стену недовольства, которая в этот момент возникает в душе слушающего человека. Мы бываем рады услышать в свой адрес похвалу, но слушать то, что обычно называют «морали» или «нотации» не нравится практически никому. Даже если человек умом понимает, что ему говорят вполне правильные вещи, внутренне он все равно негодует и закрывается. Явление это не новое, не какое-нибудь модное веяние, так было всегда... Человеку не нравится понимать, что он не дотянул или вовсе поступил плохо.
Однако апостол, как родивший коринфян во Христе, ощущает свою родительскую ответственность за них перед Богом. Он пишет им, потому чтобы они наконец навели порядок в своей нравственной жизни. Специально предупреждает их, что будет строг, к тем, кто согрешил и не покаялся.
Кого-нибудь такие предупреждения могут смутить, но что в них важно? Напоминая ученикам, чего в их жизни быть не должно, апостол считает их вполне духовно зрелыми и самостоятельными, способными к тому, чтобы исправить свою жизнь. Он надеется, что ни коринфяне, ни он сам, при встрече не будут постыжены отсутствием добрых плодов их, пусть и заочного, общения.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема