Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла


2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как уже здесь на земле стать участником Царства Божия? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из восьмой главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 8.

1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 

2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: 

4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 

5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;

Отрывок, который мы только что услышали, адресован христианам города Коринф. Поводом для написанного является то, что христиане Иерусалима оказались в очень бедственном положении из-за гонений. Они нуждались в материальной помощи. Апостол Павел призывает коринфских христиан жертвовать на поддержку иерусалимской общины.

Чтобы побудить своих адресатов к действию, он указывает им на пример Македонской церкви. Македонские христиане были очень щЕдры. Несмотря на то, что сами находились в затруднительных обстоятельствах, они отдали своим братьям в Иерусалиме практически все, что имели. И далее апостол Павел формулирует принципиально важный закон духовной жизни: глубокая нищета, в которой они оказались из-за своей жертвенности, стала для них источником духовного богатства. Македонские христиане пребывали в состоянии непрестанной сердечной радости, несмотря на внешне скорбные и тяжелые обстоятельства.

В книге Деяний апостольских этот же принцип Павел формулирует более лаконично — «блаженнее давать, нежели принимать». При этом он указывает, что эти слова произнес Сам Христос. Так апостол подчеркивает важность этого принципа. Без учета такой закономерности духовная жизнь становится невозможной. Источником этого порядка является Сам Бог. Каждое лицо Святой Троицы отдает Себя Двум Другим без остатка, но при этом не исчезает, не сливается с Двумя Другими, а является самостоятельным Божественным Лицом. Поэтому Бог, с одной стороны, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, с другой, Он один единый Бог. Это то, что некоторые богословы называют тайной извечного круговорота божественной любви.

Можно привести такой пример. Когда человек отдает жизнь за своих близких, например, на войне, о нем говорят, как о герое. Именно в момент подвига его индивидуальность раскрывается в полноте. Все самое благородное, высокое выходит на первый план. Именно в эту минуту он реализуется как Человек с большой буквы. И напротив, когда человек малодушничает, сохраняет свою жизнь, но предает, то никто потом и не помнит о нем. Его никто не уважает. Для окружающих он не представляет никакой ценности. Его словно не было. Получается парадокс: первый отдал все, саму свою жизнь, уничтожил себя, но через это утвердился в памяти людей и в вечности как личность. Второй попытался сохранить, сберечь себя, и через это потерял своей лицо, стал никем.

Об этом и говорит апостол. Если не отдаем, а все тащим к себе и для себя, то на душе тяжко. Ведь мы постепенно погружаемся в изоляцию. Залезаем в собственную голову и остаемся наедине со своей пустотой. Так мы сами закрываемся от сияния Духа Божия, который есть Дух любви и общения. И напротив, если ради Христа и с мыслью исполнить Его Евангельскую заповедь, жертвуем на других людей деньги, время, силы, если заняты помощью, поддержкой других, наполняемся радостью. Чем больше сосредоточены на этом служении, чем больше стремимся принести пользу окружающим, тем больше в сердце благодати. И не стоит бояться, что мои собственные дела придут в упадок. Это не обязательно, хотя и возможно. Просто взамен я получаю гораздо большее, чем успех в своих бытовых делах, — я получаю ту драгоценную жемчужину, ради которой богач из Евангельской притчи продал все свое имение. Получаю то, что Спаситель называл единым на потребу, то есть, то единственное, что может наполнить мое сердце, открыть в нем источник жизни, подарить ему мир, покой, тишину. Я получаю Царство Божие, уже здесь на земле — жизнь вечную.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

ishkeeva

Последние записи

Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова

Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю…

19.05.2024

Жены-мироносицы

«Жены-мироносицы» Михаил Нестеров, 1889 г., из собрания Третьяковской галереи О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали…

19.05.2024

19 мая. О добродетелях святого Михея

Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке. О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.

19.05.2024

19 мая. Об отношении к страданиям

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова. Об отношении к страданиям, — священник…

19.05.2024

19 мая. О духовном смысле праздника Жён-мироносиц

Сегодня 19 мая. Неделя жён-мироносиц. О духовном смысле праздника, — протоиерей Игорь Филяновский.

19.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя…

19.05.2024

This website uses cookies.