Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла


2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Оказывались ли вы в ситуации, когда надо другому человеку донести очень важную для него истину — причем, возможно, не самую приятную? Как лучше поступить — адаптировать её к конкретному человеку, «переупаковать» так, чтобы он мог с лёгкостью её принять — или, напротив, оставить, как есть — и всего лишь озвучить её? На этот непростой вопрос апостол Павел предлагает свой ответ в 4-й главе 2-го послания к Коринфянам.

Глава 4.

Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;

но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,

для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Дерзну предположить: не особо мог понравиться однозначный ответ апостола — истину надо говорить прямо и просто. Только в этой искренности и может проявиться её подлинная сила. Чем больше «покрывал истолкования» мы набрасываем на истину, тем сложнее добраться до её сути.

И вот я прямо слышу повисший в воздухе вопрос: «Батюшка, а вы сами-то чем здесь занимаетесь? Не комментариями ли? Не истолкованиями ли? Или вы не замечаете, что сами себе противоречите?»... Ну ладно. Ну поймали. Только правда подловили ли? Давайте разбираться.

О какой истине говорит апостол Павел? Ответ — в завершающем стихе: «мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа». Истина — в своём самом прямом, буквальном смысле — действительно проста: Христос — Сын Божий, вырвавший нас Своей крестной жертвой из лап смерти и диавола. И эта истина не нуждается ни в каких перетолковываниях. Она либо принимается, как есть — либо отвергается. Почему — другой вопрос. Именно вокруг этой истины и вращаются все слова Писания — за какое ни потяни, а в итоге мысль приведёт нас к этой самой главной истине христианства.

Но значит ли это, что эта Истина с прописной буквы — то есть Сам Христос — упраздняет собой все прочие истины со строчной буквы? Да, Христос Спаситель — Свет миру — Солнце Правды — но разве мы ослеплены этим Светом? Да, этот свет можно отказаться принимать и закрыть глаза. Темнота гарантирована. Причем сам по себе свет от этого никуда не исчезает. Изменяются лишь отношения между конкретной личностью и Светом. Но, приняв Свет, согласившись всё видеть благодаря Ему — мы вовсе не оказываемся ослеплёнными Им — напротив: именно благодаря этому Свету мы становимся способны различать всё многообразие, всю красочность, всю яркость и сложность бытия. Одна Главная Истина становится условием видения нами множества других истин — которые, как раз, и предполагают работу нашего сознания и языка. Вот где и открывается простор для синергии — соработничества между Божественным Светом и человеческим умом и сердцем: «подсвеченные» «Большой Истиной» малые «истины», словно капли утренней росы в лучах восходящего солнца, начинают играть всеми немыслимыми красками и оттенками, и созерцающий эти капли не только по-новому опознаёт всего лишь обычную воду, но и исполняется восторга, восхищения и благодарности к Тому, Кто всю эту красоту и гармонию создал — и не только создал, но и нас, человеков, сделал способными к восприятию!

Вывод, к которому сегодня подталкивает нас апостол, очевиден: главная истина о Христе не нуждается в «истолковательных покрывалах», потому что сама в себе имеет свою собственную, не нашу, не человеческую, силу. А вот всё то, что открывается благодаря ей — даёт нам безграничный простор для упражнения нашего ума и сердца в понимании всей мудрости и красоты бытия!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

ishkeeva

Последние записи

Олень Эдик. Дарья Кравченко

Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё…

17.05.2024

17 мая. О значении Акта о каноническом общении

Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной…

17.05.2024

17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской

Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков. О её подвиге, — священник Августин Соколовски.

17.05.2024

17 мая. О неверии

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа о пророке Моисее, обращённые к иудеям: «Если же его Писаниям не верите, как…

17.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…

17.05.2024

This website uses cookies.