
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 193 зач., XI, 21 — XII, 9.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Дерзну предположить, что вы тоже не любите людей-самохвалов. Когда кто-то начинает нарочито выставлять себя, свои достижения и преимущества, своё положение и уровень материального обеспечения или интеллектуальное превосходство — становится как-то не по себе. Задумывались ли вы, почему? Послушав чтение из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Коринфянам, у нас будет, о чём поразмышлять.
Глава 11.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
О чём же говорит апостол Павел? Его речь очень эмоционально-заряженная, сознательно обострённая до абсурда — значит, где-то его коринфяне крепко задели. И дело не только в каком-то избыточно личном переживании ситуации — апостол, как обычно, оттолкнувшись от текущих проблем, ныряет в вопросы более глубинные, пытаясь добраться до самой сути. Да, он иронизирует над коринфянами за то, что они оказались легковерны, что они увлеклись ложными проповедниками, которые их с лёгкостью обвели вокруг пальца, что они даже не осознали, каким унижениям оказались подвергнуты. Но основной пафос его слов — вовсе не обличение само по себе. Неожиданным образом он выставляет сам себя... на посмешище: коль уж вы хвалитесь, то и я поддержу этот как сегодня мы сказали бы, «челлендж». Только хвалиться будет апостол тем, о чём предпочитают в приличном обществе умалчивать: своими неудачами, поношениями, притеснениями, балансированием на грани между жизнью и смертью — одним словом, всем тем, что входит в общую категорию современного понятия «полного лузерства». И зачем всё это?
Таким неожиданным, парадоксальным образом апостол подводит коринфян к необычной мысли: ценно не то, что ты приобрёл тем или иным образом, обогатившись, поднявшись, умудрившись. На самом деле, ценно прямо противоположное: то, что в тебе оставило «дыру», пустое пространство, или, как говорит апостол, «немощь». Там, где Моё Величество Эго потерпело сокрушительный удар — и так и не смогло восстановиться. Вот это действительно — достойно похвалы!
«Какая странная логика», —скажете вы. Но странной она может видеться только вне веры: человек одинокий, затерянная в безбрежном и холодном вакууме космоса микроскопическая пылинка — только так и увидит. Но если этот мир оказывается не пустым, не бессмысленным, не безразличным, а кругом — Бог, кругом — тепло Его любви, ситуация радикально меняется.
Пресловутая «немощь» апостола, его «слабость» — на самом-то деле — податливость для рук Того, с Кем ты находишься в постоянном контакте. Когда ребёнок с детским церебральным параличом приходит учиться музыке — наипервейшая задача педагога — не нотам его учить, не музыкальный слух развивать, а — научить расслаблять руки. И мало-помалу, отпуская сковывающее напряжение, его пальцы начинают воспринимать касания пальцев учителя, слушаться их, а потом — и подражать им.
В определённом смысле все мы, потомки Адама, — тоже скрючены грехом. И хвалиться нам следует вовсе не тем, насколько вычурнее наш недостаток — а именно способностью расслабить спазм страха, довериться Богу — и позволить Ему — а не нам самим! — руководить нашей жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианское отношение к смерти». Протоиерей Дионисий Лобов

У нас в студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Мы говорили о христианском отношении к смерти и о том, как принимать и переживать расставание с уходящими из земной жизни близкими.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Продуктовая поддержка для нуждающихся семей со всей России

Наталья и Василий растили троих сыновей в любви и достатке. Папа работал, а мама занималась детьми и хозяйством. Старшие мальчишки, школьники, ходили в спортивную секцию, а младший сын познавал мир вместе с мамой. Но полгода назад семья столкнулась с тяжёлой утратой — Натальи не стало. Папа начал привыкать заботиться обо всех в одиночку и даже научился готовить любимые блюда сыновей. Василию пришлось перейти на полставки на работе, чтобы быть рядом с детьми, которым важна поддержка, и взять на себя домашние хлопоты. Какое-то время семью выручали сбережения, но они закончились. Оказавшись в сложной финансовой ситуации, Василий обратился в благотворительный фонд «Банк еды „Русь“». Там он стал регулярно получать продуктовые наборы, которые уменьшили расходы семьи. У отца троих детей появились уверенность в завтрашнем дне и возможность выбраться из кризиса.
История Василия показывает, как важна своевременная помощь, она даёт опору в трудный момент. Чтобы позаботиться о многих других семьях, попавших в беду, фонд «Банк еды „Русь“» открыл сбор на продуктовые наборы. Запас еды закроет базовую потребность, и родители смогут решать другие насущные задачи. Если вы хотите помочь приобрести для людей еду, переходите на сайт фонда «Банк еды „Русь“». Там же есть возможность подписаться на регулярные платежи и стать постоянным участником добрых дел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Соответствие замыслу Божьему». Игумен Владимир (Маслов)

У нас в гостях был клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области игумен Владимир (Маслов).
Разговор шел о том, каким был замысел Бога о человеке и возможно ли соответствовать этому замыслу в сегодняшней жизни.
Отец Владимир обращается к первым страницам книги Бытия, где Господь создаёт помощника, «соответственного Адаму». В истории грехопадения впервые проявляется несоответствие, последствия которого отзываются во всей человеческой жизни. Гость программы объясняет, что подлинное соответствие — это не только гармония в семье или в отношениях между людьми, это путь к глубокому пониманию Бога и исполнения Его воли.
Соответствие проявляется не только в значении слов и взаимопонимании, но и в правильном восприятии мира, в том, как мы понимаем и применяем те истины, которые Господь дает нам. Отец Владимир подчёркивает, что часто мы сталкиваемся с несоответствием в нашем восприятии, из-за чего теряем правильное понимание Бога, людей и самого мира. Мы стремимся быстро наладить соответствие, но настоящее соответствие — это не мгновенный процесс. Это труд, терпение, смирение и постоянное стремление быть в воле Божьей.
Примеры из Библии, науки и повседневной жизни показывают: соответствие — это путь к единству с Богом, к стяжанию Духа Святого, к настоящему пониманию и любви. И хотя путь к этому не всегда лёгок, именно в нём открывается радость жизни по воле Божией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер