
Апостол Павел
2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где найти в этой жизни стабильность и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Христиане города Коринф проводили свою жизнь в окружении язычников, со многими из которых у них были деловые, приятельские и даже родственные отношения. Судя по всему, нередко это почти что с неизбежностью подталкивало коринфских христиан к участию в языческих церемониях. Посудите сами. Торговые сделки, общественные трапезы, семейные мероприятия, да и всякие другие начинания сопровождались тем или иным языческим обрядом. Необходимо было заручиться поддержкой богов-покровителей. Так было устроено мироощущение язычника. Даже если он не был особо набожным человеком и относился к этим ритуалам со скепсисом, он начинал с недоверием относиться к партнёру, если тот не чтил традиций предков. Если он отказывался делать то, что делали и делают в греко-римском мире все и всегда. Как можно полагаться на такого?
Отсюда и призыв апостола Павла в только что прозвучавшем отрывке. Апостол повторяет слова, с которыми некогда Моисей обратился к евреям, когда выводил их из Египта. Не заручайтесь поддержкой у языческих богов. Ведь это оскверняет вашу душу, делает её нечистой. И Бог не входит в неё. Всячески избегайте участия в идолопоклонстве и всём, что с ним связано. Даже если вам ради этого будет необходимо отделиться от окружающих вас язычников. То есть разорвать с ними деловые, приятельские и даже родственные отношения.
Может показаться, что призыв жесток. Ведь апостол Павел обрекает на дискомфорт и даже страдания своих подопечных. Они же рискуют стать изгоями в обществе. Однако в послании апостола мы видим и то, что им предлагается взамен. Павел обещает, что как только коринфяне перестанут делать ставку на связи с языческим миром и играть по его правилам, Бог станет им Отцом. А они будут его сынами и дщерями. А какой любящий отец не заботится о своих детях? Тем более Господь. Иными словами, если коринфяне ради того, чтобы сохранить душу в чистоте, рискнут и откажутся от связей с идолопоклонниками, Небесный Отец Сам устроит их жизнь наилучшим образом.
Казалось бы, язычество давно кануло в Лету. Однако идолопоклонство никуда не исчезло из жизни человека. Чтобы в этом убедиться, достаточно честно ответить себе на вопрос: а что является центром моей жизни? О чём мои мысли и мечты? Куда направлены мои эмоции? Одним словом, где моё сердце? Вот там, где моё сердце, там и мой бог. Там я ищу утешение, когда мне тяжело. Там я обретаю внешнюю и внутреннюю стабильность. И у всех эта точка опоры разная. Люди, имущество, искусство, отношения, путешествия, работа и многое другое — всё это так или иначе может меня вдохновлять и давать душе успокоение.
Апостол Павел сегодня говорит о том, что у верующего христианина в конечном счёте такой точкой опоры может быть лишь Бог. А потому каждый, кто хочет на деле, а не только на словах, быть последователем Христа, должен приучить себя, как говорит Павел, «совершать святыню в страхе Божием». То есть выработать навык ежедневного исполнения заповедей Евангелия. Непрестанно посвящать всего себя служению Богу и людям. Если мы научимся в этом служении находить утешение и покой, то нам не будут страшны никакие потрясения. Сам Бог станет нашим Отцом, чью благодатную поддержку мы будем ощущать во всех своих делах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема