
Апостол Павел
2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где найти в этой жизни стабильность и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Христиане города Коринф проводили свою жизнь в окружении язычников, со многими из которых у них были деловые, приятельские и даже родственные отношения. Судя по всему, нередко это почти что с неизбежностью подталкивало коринфских христиан к участию в языческих церемониях. Посудите сами. Торговые сделки, общественные трапезы, семейные мероприятия, да и всякие другие начинания сопровождались тем или иным языческим обрядом. Необходимо было заручиться поддержкой богов-покровителей. Так было устроено мироощущение язычника. Даже если он не был особо набожным человеком и относился к этим ритуалам со скепсисом, он начинал с недоверием относиться к партнёру, если тот не чтил традиций предков. Если он отказывался делать то, что делали и делают в греко-римском мире все и всегда. Как можно полагаться на такого?
Отсюда и призыв апостола Павла в только что прозвучавшем отрывке. Апостол повторяет слова, с которыми некогда Моисей обратился к евреям, когда выводил их из Египта. Не заручайтесь поддержкой у языческих богов. Ведь это оскверняет вашу душу, делает её нечистой. И Бог не входит в неё. Всячески избегайте участия в идолопоклонстве и всём, что с ним связано. Даже если вам ради этого будет необходимо отделиться от окружающих вас язычников. То есть разорвать с ними деловые, приятельские и даже родственные отношения.
Может показаться, что призыв жесток. Ведь апостол Павел обрекает на дискомфорт и даже страдания своих подопечных. Они же рискуют стать изгоями в обществе. Однако в послании апостола мы видим и то, что им предлагается взамен. Павел обещает, что как только коринфяне перестанут делать ставку на связи с языческим миром и играть по его правилам, Бог станет им Отцом. А они будут его сынами и дщерями. А какой любящий отец не заботится о своих детях? Тем более Господь. Иными словами, если коринфяне ради того, чтобы сохранить душу в чистоте, рискнут и откажутся от связей с идолопоклонниками, Небесный Отец Сам устроит их жизнь наилучшим образом.
Казалось бы, язычество давно кануло в Лету. Однако идолопоклонство никуда не исчезло из жизни человека. Чтобы в этом убедиться, достаточно честно ответить себе на вопрос: а что является центром моей жизни? О чём мои мысли и мечты? Куда направлены мои эмоции? Одним словом, где моё сердце? Вот там, где моё сердце, там и мой бог. Там я ищу утешение, когда мне тяжело. Там я обретаю внешнюю и внутреннюю стабильность. И у всех эта точка опоры разная. Люди, имущество, искусство, отношения, путешествия, работа и многое другое — всё это так или иначе может меня вдохновлять и давать душе успокоение.
Апостол Павел сегодня говорит о том, что у верующего христианина в конечном счёте такой точкой опоры может быть лишь Бог. А потому каждый, кто хочет на деле, а не только на словах, быть последователем Христа, должен приучить себя, как говорит Павел, «совершать святыню в страхе Божием». То есть выработать навык ежедневного исполнения заповедей Евангелия. Непрестанно посвящать всего себя служению Богу и людям. Если мы научимся в этом служении находить утешение и покой, то нам не будут страшны никакие потрясения. Сам Бог станет нашим Отцом, чью благодатную поддержку мы будем ощущать во всех своих делах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











