Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла


2 Сол., 276 зач., II, 13 — III, 5.

Глава 2.

13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,

14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

Глава 3.

1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с хвалы, которую апостол воздает Богу. Хотя он сам по праву может называться основателем Фессалоникийской общины, он говорит, что именно Бог возлюбил и избрал их через благовествование проповедников. Может показаться, что, по мысли апостола, от людей ничего не зависит... А раз не зависит — нет в наших отношениях с Богом ни свободы, ни ответственности. Если Бог избрал одних — значит не избрал других, а это несправедливо и снимает с человека всякую ответственность. Но присмотримся к тексту внимательнее.

Апостол действительно говорит о том, что Бог возлюбил его учеников и от начала избрал их к спасению. Однако освящение учеников Духом, которое происходит по воле Бога, соседствует с верой, которая происходит от людей. Господь избирает тех, кто откликнулся на призыв благовестников. В этом призвании и избрании нет ничего необычного, мы постоянно сталкиваемся с ним в жизни.

Представим себе, что учитель собирается выбрать среди учеников несколько человек, которых отправит на олимпиаду. На что в своем выборе он будет опираться? Очевидно, на интересы самих учеников. Он выберет сам, но не того, кого захочет, а того, кто хорошо разбирается в предмете. Можно ли сказать, что учитель выбирает самостоятельно? Конечно. Произвольно? Да, его никто не заставляет выбирать тех, а не других. Но при этом он выбирает учеников, которые любят его предмет. Любит не ради олимпиады, а просто по внутреннему расположению. Почему ученик мог полюбить предмет? Вполне возможно, потому что учебник написан интересно и талантливо. Итак, у нас есть избирающий, есть тот, кто помог сделать выбор тем, что заинтересовал, и есть тот, кто любит знание и готов прилагать усилия, для того чтобы узнать еще больше. Все трое свободны, и никто никого не заставляет... Может ли учитель выбрать того, кто не знает и не любит его предмет? Может, но это будет насилием и ничем хорошим не закончится. Когда апостол пишет Фесалоникийцам, что они избраны Богом, он имеет в виду нечто подобное.

Еще больше ответственность учеников подчеркивается призывом апостола держаться предания, как словесного, так и письменного.

Что может подумать современный человек, услышав слово «предание»? Например, кто-нибудь, рассказывая о своих предках, может употребить фразу «по семейному преданию», которая будет обозначать устный рассказ, для которого нет никаких подтверждений. В таком случае «предание» может быть просто чем-то интересным, но не тем, на что можно опереться, чем можно жить... Но для апостола — это очевидно не так. «Стоять в предании», то есть находиться в его контексте, и «держать» его, то есть стараться сохранить, можно только в том случае, если оно воспринимается как нечто жизненно необходимое. И для апостола это именно так. Предание — это не только записанные тексты, но живая вера и опыт богообщения, которые он получил от Христа и передал своим ученикам. Неслучайно, учителями веры в христианстве оказываются не просто кабинетные ученые, но святые, имеющие не только знание веры, но и опыт жизни во Христе.

tolpekina

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам…

06.05.2024

Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»

Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда…

05.05.2024

«Переяславская рада». Дмитрий Володихин

Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества,…

05.05.2024

«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина

У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина. В пасхальный вечер мы говорили о традициях…

05.05.2024

Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского

«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете…

05.05.2024

This website uses cookies.