
Апостол Павел. Мозаика
2 Сол., 274 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Когда апостолы шли по дорогам Римской империи, они не просто проповедовали, но благовествовали, то есть сообщали людям благую весть. Содержание их проповеди, при всей кажущейся сложности, заключалось в простой идее: Мир не безразличен Творцу. Он стал человеком и избавил людей от власти смерти, открыв им возможность новой жизни. Однако благовестие, с которым апостолы обращались к людям было так же и предупреждением. Ведь они, по сути, не просто сообщали какую-то отвлеченную идею, но раскрывали перед слушателями природу всех вещей, говорили не о том, что думают о мире люди, но о том, что думает о мире Бог.
И как любые законы, законы духовного мира с одной стороны открывали перспективы, с другой показывали границы, заходить за которые нельзя.
Если люди совершают то, что соответствует замыслу Божиему о мире — они чувствуют, что Он поддерживает их во всех делах. Примером здесь может быть и сам апостол и те, к кому он обращается. Так, хотя Павел вполне может считаться основателем Фесалоникийской общины, сам он полагает справедливым благодарить за них Бога. Позже, во втором послании к Коринфянам, он будет призывать своих учеников: помнить, что сокровище, которое, которое мы имеем, должно ощущаться как Божье, а не наше. И эта мысль апостола действительно очень важна. Мы можем общаться по самым разным поводам, но родство душ и взаимопонимание всегда ощущается как дар, причем не только дар людей друг другу, но и дар Божий.
Однако, ученики живут среди тех, кто смотрит на мир иначе. И чем больше они возрастают в вере и любви друг ко другу, тем страшнее и абсурднее выглядят гонения, которые они вынуждены терпеть за верность Христу и несогласие поклоняться идолам. Сегодня гонения за такие вещи могут показаться странными. Мы привыкли, что официально, с точки зрения закона наказания предназначаются тем, кто нарушает нормы общественной жизни, кто идет против добрых человеческих отношений. Но на деле и в нашей жизни человек выступающий против общественных идолов и стремящийся жить по правде Божией, часто оказывается гоним.
Что же остается ученикам? Унывать? Отрекаться от своих убеждений? Нет. Им остается быть верными несмотря ни на что. Законы мира сотворил Бог. Люди могут фантазировать сколько угодно, но Он ведет мир к своей цели и в конце истории всем человеческим делам будет подведен итог. Люди, которые в жизни шли против правды, которые сознательно оскорбляли праведников и не покорялись Богу, переживут встречу с Ним, и она будет для них погибельной. Но, что же это значит для нас сегодня, если мы считаем себя учениками Христа? Должны ли мы со злорадством смотреть на мир, который полон неправды и ждать справедливого мщения? Ученики апостола поступили иначе. Они жили так, что языческая империя стала христианской. Это и есть ответ на вопрос о том, как жить нам сегодня.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 244 зач., III, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Надежда — это одна из основных добродетелей верующего человека. И тем не менее в Священном Писании не раз звучит предупреждение о том, что надежда бывает разного качества. Какую же именно надежду должен стремиться приобрести христианин? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предостерегает своих слушателей от ложной надежды. В то время в христианских общинах была очень сильна партия иудействующих. Это люди, которые пришли в Церковь из иудейской религии. Они утверждали, что человек может получить стабильную духовную поддержку лишь в том случае, если принимает обрезание и исполняет многочисленные ритуальные предписания, которые некогда заповедовал соблюдать еврейскому народу пророк Моисей.
Павел критикует эти умонастроения. А тех, кто их распространяет, называет псами и злыми делателями, то есть лживыми, негодными работниками. В чём же их ошибка? Именно в том, что они дают людям ложную опору и ложную надежду. Ведь в конечном счёте состояние мира и покоя в душе возникает не потому, что верующий скрупулёзно исполняет определённые ритуальные практики. А потому, что в сердце человека поселяется Христова благодать.
Павел знал, о чём говорил. В общих чертах он сегодня изображает свою духовную биографию. Сам он принадлежал к колену Вениамина. То есть был представителем древнееврейского аристократического рода. Он был обрезан. Он тщательно исполнял иудейский ритуальный закон. Он принадлежал к партии ультраблагочестивых фарисеев. У него были все основания считать себя непорочным, избранным, спасённым. То есть Павлу было, на что надеяться в этой жизни. Было, на что опереться. Однако, когда ему в Иисусе Христе лично открылся Бог, он ощутил всем своим существом, что все его прошлые надежды и упования — бесполезный хлам. Исполнение ритуального закона лишь на время утоляло его жажду и создавало лишь иллюзию твёрдой опоры.
Для всякого из нас естественно искать в своей жизни, на что опереться. Мы ищем поддержки в родителях, в супругах, в друзьях, мы надеемся на детей, на единомышленников, на связи, на статус, на материальный достаток в конце концов. Однако нередко мы обманываемся в своих ожиданиях. Ведь близкие покидают нас. Не дают нам того, что мы надеялись от них получить. Возможно даже обманывают или предают. Личный успех, карьерный рост, материальный достаток — тоже вещи довольно изменчивые и нестабильные. Именно поэтому мы нередко испытываем разочарование, а порой и тяжёлое потрясение.
Разбитые и подавленные, мы приходим в храм, чтобы здесь обрести твёрдую почву под ногами. Мы тщательно исполняем обрядовые предписания. Мы посещаем богослужения. Мы находим мудрого и понимающего священника. Мы начинаем молиться и соблюдать посты. И какое-то время это даёт душе мир и покой. Однако в определённый момент и здесь может возникнуть какой-то сбой. Бывает, что люди, которые долгое время посещают церковь, жалуются, будто омертвели изнутри. Так радость, которую они испытывали в период воцерковления, покинула их. Это означает, что мы опять понадеялись на что-то внешнее. Именно о таком состоянии пишет пророк Иеремия: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иер. 7:4).
А потому прислушаемся к тому, что говорит сегодня апостол. Та череда разочарований, которую мы проживаем, — это естественный процесс нашего духовного взросления. Так Бог учит нас, что мы призваны, по словам Павла, надеяться не на плоть, но на Бога, Ему непрестанно служить духом и хвалиться Христом Иисусом. Другими словами, подлинную опору мы начинаем ощущать в своём сердце лишь в том случае, если на ежедневной основе исполняем заповеди Евангелия. То есть не просто принимаем участие в таинствах Церкви и следуем формальным предписаниям устава благочестия, но стараемся во всех своих делах искать волю Небесного Отца и служить ради Него тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 94. Богослужебные чтения

История мира, в общем, и человеческая жизнь, в частности, преимущественно наполнены событиями если не печальными, то трудными. Но всё же и для радости тоже место находится. Доказательством тому является, например, псалом 94-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Раньше считалось, что прозвучавший псалом принадлежит перу царя и пророка Давида. Но это не так. Псалом 94-й был составлен значительно позже — во времена царствования благочестивого царя Иосии. Примерно в седьмом веке до Рождества Христова. К тому времени единого, большого государства, созданного Давидом и Соломоном, уже не существовало. Древний Израиль разделился на северную и южную части. Северная — почти сразу поддалась языческим верованиям. Южная же сначала хранила веру в Бога истинного, но затем тоже стала, так сказать, дрейфовать в сторону идолопоклонства. Библейские книги, составленные пророками, были забыты. Десять заповедей — оставлены.
Страна приближалась к нравственному и политическому краху. Ведь там, где забывается Бог, наступает разруха. Спас положение благочестивый царь Иосия. Он восстановил почитание заповедей Божиих, а также наследия пророка Моисея. При этом правителе был обновлён завет-договор с Богом, восстановлено полноценное богослужение в Иерусалимском храме. Страна начала возрождаться. И псалом 94-й представляет собой радостную реакцию на всё произошедшее.
Начинается библейское произведение с призыва, в котором говорится не только о величии Божием, но и о превосходстве Господа над ложными божествами. Псалмопевец пишет: «Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами». Речь идёт не только о внутреннем ликовании сердца праведника. Автор псалма призывает народ прийти на службу, вознести общую молитву к Богу. В псалме мы находим такие слова: «Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его». Псалмопевец напоминает своим первоначальным читателям, что древний Израиль одерживал в течение истории неоднократные победы, да и в принципе не исчез только по одной причине — он был верен Богу, ощущал себя народом Божиим.
И автор псалма предостерегает людей от впадения в идолопоклонство, от предательства Бога истинного. Он напоминает читателям, как вели себя древние евреи во время путешествия по Синайской пустыне. В те времена они роптали на Господа, хотели вернуться в Египет, поклоняться ложным божествам. И псалмопевец с горечью констатирует, что его времена, к сожалению, напоминают те древние события. В частности, он пишет: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его (то есть — Бога): «не ожесточите сердца вашего, ... Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Действительно, евреи, вышедшие из Египта, в землю обетованную не вошли. Вошли туда только те, кто родился во время сорокалетнего путешествия по пустыне. А те, кто нёс в себе отпечаток рабства и симпатии к ложным богам, до исторической Палестины, не добрались. Не потому, что Бог жесток, а потому что Господь не мог допустить, чтобы в землю обетованную проникли бы идеи духовной гибели. Будем же учиться на чужих уроках, не станем ходить по граблям ошибок предыдущих поколений. Примем и положим в основание бытия, что настоящая радость возможна только в Боге и при условии верности Его заповедям. Такую радость никто у нас не отнимет, и сама она выстоит перед лицом любых жизненных испытаний.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Восстановиться после инсульта и стать опорой для близких — мечта Виктора Струева

Виктора Струева из Бурятии близкие и друзья знают, как трудолюбивого, целеустремлённого и жизнерадостного человека. Он успешно окончил колледж, работал механиком и собирался жениться... Но 5 лет назад, когда ему было 23 года, у него случился инсульт. Две сложные операции и долгие дни, проведённые в больнице, стали суровым испытанием для него и близких. «Держались только молитвой и верой», — вспоминает мама Ольга.
Сейчас Виктору 28, он всё помнит и понимает. Молодой человек не оставляет надежды вернуться к нормальной жизни, к работе и однажды создать большую и крепкую семью. Малыми, но упорными шагами, он продвигается к восстановлению. Его тело постепенно оживает: Виктор крепко обнимает маму, свою главную опору в жизни, перебирает ногами, сидя в коляске, удерживает голову и самостоятельно укрепляет мышцы спины и рук — подтягивается дома на перекладине. Однако самостоятельно дышать, без трахеостомы, и говорить он всё ещё не может.
Для того, чтобы совершить большой рывок на пути к самостоятельности, Виктору необходима реабилитация в специализированном центре. Это поможет ему научиться дышать без специальной трубки, произносить слова и в целом улучшит его самочувствие.
Сбор на дорогостоящий курс реабилитации для Виктора Струева из Бурятии открыт на сайте фонда «Мои друзья», где можно поддержать молодого человека. Поможем Виктору восстановиться после инсульта и однажды самому стать опорой для близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов