1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского. В пути к нижегородцам присоединялись люди из Поморья и Сибири, Ярославля и Костромы, Кинешмы и Казани. Россию охватил небывалый патриотический подъём. В стремлении к освобождению народ проявил свои лучшие качества — самоотверженность, преданность родине, мужество и стойкость. Победа над интервентами была близка.
Но пока ополченцы двигались навстречу своему триумфу, в столице захватчики творили бесчинство. Чтобы подавить сопротивление москвичей, они подожгли город, а сами укрылись в крепости Китай-город и в Кремле. Поляки арестовали патриарха Гермогена, своими посланиями вдохновлявшего народ на борьбу, и вскоре он умер в тюрьме от голода.
Единственным православным архипастырем в столице оставался архиепископ Арсений Элассонский. Грек по рождению, он связал свою судьбу с Русской церковью. Участвовал в учреждении патриаршества на Руси, считал себя посредником между Москвой и православным миром Восточного Средиземноморья.
Святитель Арсений немало пострадал, пребывая в Москве в годы смуты. Поляки отняли его дом, разграбили имущество и припасы. Пожилой архипастырь испытывал невыразимую скорбь при виде творящегося вокруг святотатства: злодеи разоряли храмы и монастыри, уничтожали святыни. Греческому архиепископу удалось спасти от осквернения чудотворную Владимирскую икону Божией Матери — он спрятал её от интервентов в надежном укрытии.
В октябре 1612 года святитель оказался заложником поляков в Кремле, осаждённом войсками ополченцев. Внутри крепости царил страшный голод, архиепископ Арсений изнемог и уже не надеялся остаться в живых. В тот момент, когда силы окончательно оставили пастыря, ему явился в сиянии света святой Сергий Радонежский. Преподобный уверил страдальца, что совсем скоро Москва будет освобождена.
После явления святого святитель Арсений почувствовал себя выздоровевшим. Он смог отправить в стан ополчения весть о предсказании скорой победы. И пророчество преподобного Сергия исполнилось. 4 ноября войска Дмитрия Пожарского взяли Китай-город, а спустя два дня торжественно вошли в Кремль. Впереди колонны воины несли Казанскую икону Божией Матери — образ, перед которым они молились на протяжении своего похода.
А навстречу ополченцам из Кремля вышел святитель Арсений Элассонский с Владимирской иконой, спасённой от поругания. Народ, потрясённый встречей двух чудотворных образов, в едином порыве опустился на колени. Люди с благодарными слезами молились Богородице — Заступнице и Покровительнице России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







