В этом месяце мы вспоминаем победу — причем победу в уникальном смысле. По милости Божией, уже выросло несколько поколений, не знавших большой войны, людей, для которых слово "победа" означало скорее победу в футбольном матче. Что-то волнующее, радостное, но, скажем так, добавочное — что-то, без чего вполне можно обойтись. Жизнь не кончится, если наша футбольная команда проиграет.
Победа в той войне была вопросом жизни десятков миллионов людей, вопросом выживания русского народа — и других народов восточной Европы, которым, по генеральному плану "ОСТ" предстояло не просто попасть в рабство, но и навсегда исчезнуть со страниц истории. Мы живем, потому что тогда эта победа была одержана.
Мы привыкли к тому, что цена победы — упорство и профессионализм. Ценой той победы были непосильный труд и голод, тяжкие страдания и смерть неисчислимого множества людей — наших дедов и прадедов, и тех, кто уже никогда не станет ничьим отцом, дедом или прадедом. К такой бездне человеческого горя и страдания можно приближаться только с осторожностью и благоговением.
Поэтому так чудовищно неуместны разговоры про то, что в ту войну столкнулись, де, два сопоставимых по жестокости режима, и еще неизвестно, чья победа была бы лучше. Нет, в ту войну столкнулись безжалостные захватчики, пришедшие навсегда стереть Россию с карты мира, и защитники нашей Родины. Остальное уже не так важно.
Важно с благоговением и благодарностью, вспомнить тех, кому мы обязаны жизнью, тех, чьим страданием и смертью оплачено само существование нашей страны.
Однако наше восприятие истории не заканчивается на этом. Как православные христиане, мы верим в то, что история обладает смыслом, что в ней действует промысел Божий, что в ней есть уроки, которые мы призваны извлечь. Мы верим, что Бог любит Россию, что у Него есть замысел о ней.
Победа, которую одержал наш народ, для верующего человека является знамением того, что Россия нужна Богу и Он, несмотря все наши грехи, тогда не попустил ей погибнуть — не попустит и сейчас. Спасение России тогда, в те страшные годы, указывает на то, что в замысле Божием Россия должна жить — и, значит, принести какие-то новые плоды Богу.
25 ноября. О служении Николая Пирогова
Сегодня 25 ноября. В этот день в 1810 году родился хирург Николай Пирогов.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Николай Иванович Пирогов. Кто не слыхал этого легендарного имени великого русского хирурга, лично участвовавшего более чем в двенадцати тысячах операций, которые он совершал своим удивительным умением и искусством, а главное — с молитвой, ибо представлял собой тип глубоко религиозного, православного человека, носившего в сердце имя Господа Иисуса Христа.
Посвятив себя любимому делу, он убеждался, как впоследствии святитель Лука (Войно-Ясенецкий), что без Христа, без молитвы небесному Хирургу, невозможно и надеяться на успех в земной практике.
Крымская война сделала его военным хирургом. Замечательно, что Николай Иванович впервые использовал эфир для обезболивания, и это была подлинная сенсация в хирургическом мире.
Одно из самых привлекательных качеств Николая Ивановича — это полное бескорыстие. Он осуждал коммерциализацию медицины, как это сегодня современно звучит. Поскольку призвание врача, как и призвание пастыря, во многом должно соответствовать призыву Самого Небесного Врача: «Даром получили, даром и давайте».
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2025)
Псалом 61. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. От христиан нередко можно услышать слова обличения в адрес греховного мира. И действительно, куда не посмотришь, всюду можно увидеть стремление к богатству, развращённость, жестокость, нечестность и многое другое. Но есть ли что-то более опасное, чем все эти ужасные вещи? Ответить на этот вопрос помогает 61-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
Смотря на кризис брака и блудные сюжеты современных фильмов, на распри и соперничество между странами, на социальное расслоение, в котором есть миллионы нищих и значительно меньше обеспеченных, нам порой сложно себе представить какие-то более однозначные проявления греховной порчи мира. Однако для того, чтобы понять, что лежит в основе всех этих грехов, стоит посмотреть на первый грех, который совершили люди. Не нужно быть богословом, чтобы понять, что грех Адама и Евы не состоял в блуде или распре, он состоял в попытке существовать без Бога, в самости, из которой выросли непослушание и все прочие грехи. Чтобы нарушить заповедь «не вкушай с древа», надо внутренне решить, что Бог тебе не указ и ты можешь сам решать, как тебе поступать. И уже после этого решения для человека становится возможен любой другой грех. Только счастье и покой, наоборот, становятся невозможными... Человек оказывается похож на того, кто использует прибор, ориентируясь на неподходящую инструкцию или готовит блюдо по ошибочному рецепту. Он живёт и ждёт прекрасных результатов, он уверен, что может быть хозяином жизни, но в итоге мало что контролирует. Из-за этого он расстраивается и злится, ведь у него ничего не получается, а признаться в том, что сам неправ, он не может, стыдно. Причём стыдно с тех самых времен, когда увидели люди, что они наги.
Осознавая всю трагичность подобного положения людей, Давид в псалме, который мы только что услышали, ставит вопрос: «Что или кто может стать опорой человека в жизни»? Сам Давид уверен, что мечущаяся человеческая душа может упокоиться только в Боге. Из текста кажется, что было время, когда псалмопевец колебался, но сейчас утвердился окончательно. Но интересно ли мнение царя его врагам? Конечно, нет. Те, в ком он как царь мог бы видеть опору, нападают на него, льстят ему и тут же клевещут на него. Что делать Давиду? Попадая в такую ситуацию, человек обычно унывает и отчаивается, ведь каждому из нас так хочется обычной, спокойной жизни в мире и благоденствии... Подобное поведение окружающих трудно вынести любому, но Давид знает, что делать и настраивает себя на правильный путь, говоря: «В Боге успокаивайся душа моя».
Конечно, нападение от врагов тяжело, как тяжелы все последствия человеческих грехов. Ведь мир не просто живёт по одной неподходящей инструкции, в нём каждый пытается жить как единственный хозяин. И от того, что не может так жить, унывает. Что же пришлось осознать Давиду, чтобы прийти в свою меру? Он говорит: «Сыны человеческие — только суета... если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». Пришлось осознать опасность ложной самости и понять, что подлинное достоинство человек обретает как дар Творца.











