Войти в Ковчег

Сергей ХудиевБиблейский Потоп – образ, настолько глубоко вросший в русскую, и, шире, европейскую культуру, что многие из нас знали о нем задолго до того, как впервые увидели Библию.

У многих древних народов тоже есть повествования о Потопе – в том числе, у ближневосточных соседей древних евреев, вавилонян. Там тоже катастрофическое наводнение губит человеческий род, и один человек – Утнапиштим – спасается, потому что его предупредил о грядущей катастрофе один из богов – Нинигику. Но в этом рассказе происходящее не имеет отношения к греху или праведности. У язычников причина Потопа – непонятный каприз богов, которые потом и сами не рады, что устроили такое бедствие. Это не результат человеческих грехов, как и спасение Утнапиштима – не результат его личной праведности.

Совсем иначе события видит Писание. В Библии Потоп есть результат человеческого греха, оскорбляющего Бога.

Бог Библии требует праведности; Потоп – результат “развращения человеков”, это не каприз, а кара, пришедшая на злодеяния, наполнившие землю. Для людей Библии  весь мир – каждая его пылинка – создан и поддерживается в бытии Богом. Все, что мы имеем, начиная с самого нашего существования – Его дар. Вы и я не исчезли из мироздания в это самое мгновение только потому, что Бог поддерживает нас в бытии. Я произнес эту фразу только потому, что Он дал мне ее произнести – мой мозг функционирует, руки двигаются по клавиатуре – а Вы ее услышали только потому, что Бог дал Вам ее услышать. В этой вселенной, созданной Богом, грех – это не просто вопрос социальной дисгармонии, испорченных отношений между людьми. Грех глубоко ранит мироздание в целом и бросает вызов Богу.

В самом деле, представьте себе, что Вы дали мне пожить в принадлежащей Вам квартире, а я устроил там воровской притон. Я не просто сделался преступником против моих ближних – я сделал Вас соучастником. Или, представьте, Вы даете мне воспользоваться Вашей машиной, а я сбиваю на ней людей или развожу наркотики. До тех пор, пока Вы не гоните меня из Вашей квартиры и не забираете у меня Вашу машину, Вы даете повод упрекать Вас в соучастии.  Грех – любой грех – это лжесвидетельство на Бога. Смотрите, я делаю это, и Бог мне не препятствует. Суд Божий, кара, приходящая на грех, есть свидетельство праведности и святости Божией – ясное указание на то, что грех противен замыслу Божьему о мире.

Бог долготерпит, и какое-то время попускает людям ходить их путями, но Его суд над злом и грехом неизбежен.

Но повествование о Потопе – это и повествование о спасении. Ной был спасен, потому что “ходил перед Богом”. Обычно мы “ходим перед людьми”, оглядываемся на своих соседей, сослуживцев, знакомых. Люди склонны искать себе разрешения на грех – и чаще всего находят его в том, что “все так делают”.

И вот Ной не оглядывается на “всех”. Он смотрит на Бога и соизмеряет свое поведение с Ним. Именно это его и спасает.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *