Возле слияния рек Волга и Сок, всего в 34-х километрах от Самары, стоит Царев Курган. По преданию, он получил свое название после того, как Петр Первый во время своего похода в Дербент отдыхал на этом месте и любовался окрестностями. Петр Первый собственноручно выдолбил на плоской каменной плите, на вершине кургана, следующую надпись: «Петр I, год 1722 от Рождества Христова». Через 46 лет на кургане побывала императрица Екатерина Вторая. Надписей о своём посещении не оставила. И также известно, что Царев курган посещали Иван Грозный и Владимир Ильич Ленин. Один гораздо раньше Петра I, второй – гораздо позже.
Как ни странно, название села Большая Царёвщина, находящегося у подножия кургана, не связано с ним. Да и основано оно было на 20 лет раньше приезда Петра I, в 1702 году. Это название связывается с переселенцами из одноименного села Царёвщина Пензенского уезда.
Конечно же, центром любого поселения в те времена являлся храм. Храм Рождества Христова бывшего села Большая Царёвщина, ныне посёлка Волжский был, возведён в 1833 году старанием местной помещицы действительной тайной советницы Елизаветы Васильевны Дашковой. Храм каменный, построен в стиле русского классицизма. Архитектор достоверно неизвестен, но предположительно им может быть либо архитектор Коринфский, либо знаменитый архитектор Стасов.
Практически ничего не известно о священнослужителях первых лет после открытия храма. Но в 1867 году, указом Священного Синода всем настоятелям вменялось в обязанность вести ежегодную церковно-приходскую летопись. Так благодаря чудом сохранившейся летописи прихода, до нас и дошли ценные сведения о прошлом, как самого Храма Рождества Христова, так и села Большая Царёвщина.
Особой страницей в истории храма является служение священномученика Константина Сухова. Отец Константин был назначен в Царевщину в 1896. Царевщинцы всегда отличались нерадением, как к службе, так и к Храму. Крестьяне не дали даже лошадь для переезда священника. Всем настоятелям приходилось с ними не просто. Но когда отца Константина через 3 года перевели в другой приход, царевщинские крестьяне отправили делегацию к владыке с просьбой вернуть его обратно. Через полгода он уже снова служил в Царёвщине. Сами прихожане назначили ему жалование в 200 рублей в год, что было для них удивительным поступком.
Храм был закрыт в 1931 году. Пытались использовать его, в частности, как зернохранилище. По воспоминаниям одной из прихожанок храма, которая в то время работала по приёмке и хранению зерна, само зерно отличного качества, элитное засыпали непосредственно в алтарь. Но ни в один год зерно сохранить не удавалось. Почти сразу, как его засыпали, зерно начинало “гореть”, то есть портится. Приезжали комиссии, проверяли состояние помещения, делали замеры. Всё указывало на хорошее состояние. А зерно каждый год пропадало. Никто не подумал о промысле Божьем и о чуде, происходящем на глазах. Просто закрыли зернохранилище. Чрез некоторое время здание было заброшено.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.