Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Власти предержащие


Николай Корнилиевич Бодаревский. Суд над апостолом Павлом.

Выражение происходит из Послания Святого апостола Павла к Римлянам. Речь идет о необходимости подчиняться «не только из страха наказания, но и по совести» «Божьим служителям», то есть властителям и начальникам.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога…ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро», – пишет апостол в середине первого века жителям Рима.

В церковнославянском тексте выражение это звучит так: «властям предержащим да повинуется». Таким образом, «власти предержащие» – это «высшие власти».

Слова апостола содержат призыв к христианам – повиноваться им, потому что, «нет власти не от Бога». Власть, по своей идее, тоже творение Бога. В этом учение апостола Павла об устройстве общества.

Святитель Иоанн Златоуст рассуждает над строками из Послания к Римлянам так: «Существование властей, когда одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно…– все это я называю делом Божьей Премудрости».

В этом сформулирован принцип гражданской жизни христиан – в благоговении пред Богом и в повиновении установленным от Него властям.

Но вернемся к толкованию выражения.

В древнерусском языке глагол «предержати» употреблялся в значении «владеть, держать в своих руках, в своей власти».

Словарное значение фразеологизма «власти предержащие» – лица, облеченные властью; органы власти.

Этот, казалось бы, безобидный простой фразеологизм часто перекручивают, ошибочно полагая, что первое слово не склоняется. Однако единственно верным вариантом, на котором стоят языковеды, да и просто люди, хорошо знающие родной язык, является «власти предержащие». То есть когда оба слова изменяются по падежам.

Вероятно, путаница возникла из-за близкого по значению - «власть имущие», где слово «власть» не изменяется. Имущие, в значении имеющие власть.

Выражение «власти предержащие» встречается у многих русских писателей – Ивана Тургенева, Антона Чехова, Николая Успенского. Чаще оно имеет негативный оттенок, который нередко сохраняет и современное употребление фразеологизма. Хотя в первоисточнике – Священном Писании – он не имеет эмоциональной окраски.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Котёнок для сына. Наталья Разувакина

Помощь от Господа в конкретных сложных ситуациях часто бывает совсем не такой, какой мы её…

29.04.2024

Барбусё. Наталия Лангаммер

Этим утром я возвращалась из клиники, где усыпили нашу кошечку. Мотю. 13 лет назад в июне мы подобрали ее полу-живым котенком. Выходили, вылечили.…

29.04.2024

Вчера и сегодня Тот же. Екатерина Каштанова

Мне не раз приходилось слышать мысль, что наши сегодняшние духовные труды совсем малы по сравнению…

29.04.2024

Быть плохой. Екатерина Каштанова

Наверное в жизни каждого человека бывали случаи, когда мы тревожились о том, что про нас…

29.04.2024

Про принятие себя. Мария Чугреева

Святитель Феофан затворник сказал: «Первый предмет терпения — терпение себя. Терпеть себя — значит, когда…

29.04.2024

Игоревская икона Божией Матери

Игоревская икона Богоматери / XVI в. / «Из собрания Третьяковской галереи» Игоревский образ Божией Матери…

29.04.2024

This website uses cookies.