В канцелярии Санкт-Петербургского университета составляли списки студентов, не уплативших за очередной семестр. Таких, увы, оказалось немало. Все сроки давно уже вышли, и университетское начальство распорядилось не допускать должников до занятий.
Списки были готовы, когда в дверь канцелярии постучали. На пороге стоял приятной наружности молодой человек, прилично одетый, с тростью в руках. Он вежливо и учтиво поздоровался, и поинтересовался, все ли студенты успели заплатить за своё обучение. Удивлённый служащий отрицательно покачал головой, и показал посетителю листок с фамилиями. Молодой человек спросил, какова будет сумма общего долга, и, получив ответ, тут же вынул из кошелька наличные и положил на стол чиновнику.
- Пожалуйста, возьмите, я плачу за всех должников, - заявил он.
Служащий недоумённо посмотрел на посетителя, потом пожал плечами, положил деньги в ящик стола и, скомкав, выбросил в мусорную корзину список задолжавших студентов. Гость молча поклонился и вышел за дверь.
- Вот чудак человек! – пробормотал ему вслед чиновник.
С тех пор подобный ритуал стал происходить каждый семестр. Молодой человек появлялся и, не называя своего имени, вносил плату за всех должников. Но однажды в канцелярии оказался новый служащий. Он пристально вглядывался в гостя, словно припоминая что-то, и вдруг спросил:
- А Вы, милостивый государь, не князь ли Одоевский будете?
Да, таинственным благодетелем студентов-должников, действительно, оказался не кто иной, как князь Владимир Фёдорович Одоевский, известный писатель, публицист и общественный деятель.
Его отец был дворянином, прямым потомком Рюрковичей, мать – бывшей крепостной крестьянкой. И в натуре Владимира Фёдоровича так тесно переплелись истинный аристократизм и неподдельное сострадание к простому народу, к бедным и нуждающимся. Для Одоевского, верующего православного христианина, помощь ближнему была, по словам современников, «не долгом, а потребностью, существом всей его жизни».
Поэтому неудивительно, что даже из вечеров в светском салоне, который князь устроил прямо у себя в гостиной, в итоге родилась идея уникального, по сей день не имеющего себе равных, благотворительного проекта – «Общества посещений бедных просителей».
Начинали с малого: Владимир Фёдорович, вместе с графом Виельгорским и ещё несколькими участниками, установил правило: раз в месяц лично посещать тех, кто обращался к ним за помощью, чтобы лучше понять их нужды и в итоге более действенно помогать. В результате Общество полностью взяло на себя поддержку нескольких сотен престарелых, увечных и больных; заботу о сиротах и детях бедняков, помощь больным с лечением и медикаментами. Князя Одоевского единогласно избрали постоянным председателем Общества.
Простые и благородные идеи «Общества посещения бедных просителей» и неутомимый энтузиазм неустанно пропагандировавшего их Владимира Фёдоровича, привлекли такое количество жертвователей, что вскоре «Общество» смогло обеспечивать ежемесячными пособиями, одеждой и бесплатным лечением около четырёх тысяч нуждающихся семей! Общество учредило мастерские по рукоделию для бедных женщин, и брало на себя сбыт их продукции; с его помощью были открыты дешёвые продуктовые магазины для малоимущих, несколько богаделен, детских приютов и бесплатных семейных квартир.
Огромной вехой в деятельности «Общества» стало открытие в тысяча восемьсот сорок девятом году больницы, в которой неимущие пациенты получали бесплатное медицинское обслуживание, остальные же могли обратиться к врачу за символическую плату в тридцать копеек.
А когда за неустанное попечение о делах милосердия князю Одоевскому собирались вручить императорскую награду, Владимир Фёдорович стал тактично, с достоинством и истинно христианской скромностью сказал: «Мне, русскому человеку, дорога монаршая милость, но то, что я делаю, сделал бы на моём месте и всякий другой».
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема