«...Разве можно память отобрать, / Разорвать преемственную цепь?.. / Ведь глаза свои оставил брат / На моем страдальческом лице. // И недаром на моем кресте / Проступает этот кроткий лик: / Мы ведь были братья во Христе / Оба из сословия калик...» Вспоминая эти стихи поэта Вениамина Блаженного (в быту — Вениамина Айзенштадта), — сразу скажу, что если к кому из стихотворцев и применимо определение «блаженный страдалец», то уж точно — к нему.
Он, действительно, был таким ...блаженным горе-безумцем, нищим изгоем-отшельником, — мощный талант которого при жизни был оценён лишь горсткой собратьев по перу. Но — таких, как Пастернак, Арсений Тарковский, Межиров...
В большой книге «Сораспятье», изданной в 2009-м, через десять лет после его ухода, — собрано столько боли, что её хватило бы на сотни неприкаянных душ.
...Огненное славословие Господу и тут же — отчаянная тяжба с Создателем, дерзкое сопоставление себя — Спасителю и покаянно-исповедальный плач перед Ним, бесконечное поминание «братьев меньших» (он их и ощущал как родных, всех этих собак, кошек, птиц), и невероятные загробные разговоры с родителями.
Теперь, его душа, хочу верить, успокоилась. Но стихи не успокоятся никогда.
Сейчас я выбираю светлое, из написанных в последние годы.
Я по-прежнему та неприметная птаха,
Что во всех превращеньях верна своей сути,
И на Господа Бога взирает без страха —
Божье око ее, мелкоту, не осудит.
Но не слишком, Господь мой, не слишком мелка я,
Если крылья даны мне Тобой для полета,
И мое это небо от края до края,
И закатов багрянец и зорь позолота.
И ничто во вселенной огромной не мелко,
Колосятся колосья земного посева
И летит в высоте огнехвостая белка
С исполинской сосны на Господнее древо...
Вениамин Блаженный, 21 сентября 1992-го года
Пользуясь случаем, поклонюсь тем, кто помог публично проявиться удивительному дару Блаженного — в самые последние годы жизни этого страдальца и бунтаря: поэту Дмитрию Строцеву, музыканту и поэту Юрию Шевчуку, поэтам и редакторам — Алексею Алёхину, Татьяне Бек, Дмитрию Тонконогову...
И на прощание, ещё одно — по моему выбору — стихотворение Вениамина Блаженного.
Когда бы так заплакать радостно,
Чтобы слеза моя запела
И, пребывая каплей в радуге,
Светилось маленькое тело.
Чтобы слеза моя горчайшая
Была кому-то исцеленьем,
Была кому-то сладкой чашею
И долгой муки утоленьем.
Когда бы так заплакать бедственно,
Чтобы смешались в этом плаче
Земные вздохи и небесные,
Следы молений и палачеств.
Заплакать с тайною надеждою,
Что Бог услышит эти звуки —
И сыну слабому и грешному
Протянет ласковые руки...
Вениамин Блаженный, 31 декабря 1993-го года, из книги «Сораспятье»
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема