
Фото: Max van den Oetelaar/Unsplash
Библейское повествование о Всемирном потопе как в зеркале отразилось в эпосе самых разных народов Земли. Китайское устное наследие также содержит рассказ о том, как воды, хлынувшие на землю, поглотили всё живое. Впрочем, сами китайцы к национальной «легенде о Великом потопе» привыкли относиться как к мифу, далёкому от реальности. Каково же было удивление общественности, когда летом 2016 года команда учёных Нанкинского университета под руководством доктора археологии Цинлуна Ву обнародовала данные своих исследований — они свидетельствовали о том, что катастрофа действительно произошла несколько тысячелетий назад!
Комментарий эксперта:
Китайские археологи провели исследование в долине Хуанхэ в ущелье Цзиши на западе Китая и обнаружили остатки древних естественных дамб, некогда обрамлявших старое русло Жёлтой реки. Эти дамбы сохранили своеобразные шрамы из чёрного песка, нехарактерного для почвы ущелья. Учёные посчитали, что оставить подобные наносные образования могла мощная волна. Они выдвинули гипотезу, что оползень перекрыл русло реки, став естественной плотиной, которая образовала гигантское водохранилище. Когда же преграда рухнула, на густозаселённую долину обрушился поток — он вызвал наводнение, охватившее Поднебесную.
Внимание специалистов также привлекли разломы коры, свидетельствующие о землетрясении — именно оно, по всей вероятности, и стало причиной оползня. Почва ущелья сохранила останки жертв катастрофы. Радиоуглеродный анализ костей погибших позволил установить, что разрушительное наводнение произошло за несколько тысяч лет до Рождества Христова. «Это было крупнейшее из всех наводнений, случавшихся на Земле», — заявил профессор Цинлун Ву.
Итак, ученые посчитали реальность легендарного Великого китайского наводнения доказанной. Но можно ли отождествлять это национальное бедствие со Всемирным потопом, о котором повествует библейская книга Бытия? В поддержку гипотезы, что бедствие в долине Хуанхэ — это часть глобальной катастрофы, свидетельствует книга «История Китая», которую написал в семнадцатом веке итальянский миссионер Мартиниус Мартини.
Комментарий эксперта:
Мартиниус Мартини провёл в Поднебесной много лет, изучая язык и древние китайские летописи. В своей книге он изложил описание Великого потопа, ссылаясь на народные предания. О масштабах катаклизма можно судить по следующим строкам: «...Опора неба обрушилась, Земля была потрясена до самого своего основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звёзды изменили путь своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затмении, и планеты изменили свои пути». Едва ли, говоря о беспорядке во Вселенной, древние летописцы подразумевали только мощный разлив Хуанхэ.
С одной стороны, китайское предание ограничивает место событий Великого потопа долиной реки Хуанхэ. И последние научные изыскания как будто подтверждают это — вряд ли прорвавшаяся дамба могла вызвать затопление всего Земного шара. Но с другой стороны, наука не располагает систематическими данными о том, что происходило в иных частях света во время китайского наводнения. Вполне вероятно, что сотрудники Нанкинского университета приблизились к объяснению событий, происходящих в одной точке Земли во время всемирного катаклизма.
27 апреля. О значении слов Спасителя к апостолам из Евангелия от Иоанна

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого».
О значении этих слов Спасителя — игумен Назарий (Рыпин).
Апостолы еще не были просвещены Духом Святым, в том смысле, как это мы знаем после Дня Святой Пятидесятницы. И это скорее предзнаменование того самого дня, когда они действительно примут Духа Святого. И Господь их готовит еще только к этому. И далее Он говорит, что «Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся». То есть Он их готовит к выходу на проповедь, к тому делу, к которому они призваны. И здесь как раз именно идет беседа, которая предваряет еще само то событие новозаветное, которое явится Днем рождения нашей Церкви.
27 апреля. О подвиге святого Ардалиона

Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Ардалиона, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О подвиге святого — игумен Лука (Степанов).
Ардалион прежде своего мученичества был известен как очень талантливый мимический актер. То есть его пантомимы собирали множество зрителей и восхищали и самого императора. А император тогда был Максимиан Галерий, один из лютых гонителей христиан. И представления, которые давались тогда, были направлены очень часто на высмеивание христиан и поругание имени Христова. В одном из таких представлений и принимал участие этот актер, в цирке представляя христианина, которого предавали мучениям за его веру и надлежало ему по ходу роли отрекаться от Христа и таким образом вернуть себе радость жизни. Но изобразив мучения, понарошку актер объявил, что он христианин и отрекаться от веры не будет. Сначала пытались зрители и присутствующие правители превратить это в шутку или представить это продолжением спектакля, но Ардалион настаивал, что точно так, как он говорит, дело и обстоит. И его тогда уже повелели бросить на раскаленную сковороду, на которой и предал он свою святую душу Господу. Таким образом, самими страданиями и кровью пролитой за Христа, приняв крещение и сподобившись мученического венца.
27 апреля. О духовном смысле Антипасхи

Сегодня 27 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, именуемая Антипасхой.
О духовном смысле праздника — священник Алексей Дудин.
Сегодня Антипасха, особый день. День, когда Господь принимает к себе всех опоздавших. Как часто в нашей жизни бывает, мы стремимся успеть на что-то важное, но часто опаздываем, не успеваем по той или иной причине. А событие может быть настолько важное, что пропустить его для нас означало бы полностью потерять весь смысл нашей жизни. Так и Антипасха. Мы знаем, что апостол Фома не был в тот момент, когда явился воскресший Христос. И знаем причину, по которой это произошло, ведь он отказался верить в слова жен-мироносиц, видевших воскресшего Господа. Понятно, почему это произошло. Апостол боялся еще раз потерять Христа, еще раз пережить эту ужасную трагедию. Именно поэтому Христос как бы ждет его и дает возможность ему в этот день, который иногда еще называется Октавой Пасхи, совершить эту долгожданную встречу и обрести своего Спасителя.