Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Великая Среда


Автор гравюры: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

В Великую Среду в храмах звучит удивительный молитвенный гимн - стихира «яже во многие грехи впадшая жена…». Мы привыкли, что большинство литургических текстов принадлежат перу выдающихся богословов-мужчин. Но автор этого гимна - инокиня Кассия, одна из умнейших и красивейших женщин Византии.

Кассия жила в девятом веке, происходила из знатной семьи. Её духовным наставником был преподобный Феодор Студит. Кассия едва не стала невестой императора Феофила. На смотринах он обратился к девушке со словами: «Все зло произошло от женщины», имея в виду Еву. «Да! Но и всё добро произошло от женщины», - напомнила Кассия о Пресвятой Богородице. Феофилу не понравилось, что ему перечили, и Кассия не стала императрицей. Вскоре Кассия приняла монашество. Она всегда занималась литературным творчеством. Её перу принадлежат также стихиры на Рождество Христово и часть канона Великой Субботы. Спустя тысячу лет мы слушаем строки, в которых бьётся её живое сердце, скорбит и плачет её бессмертная душа.

Стихира «яже во многие грехи впадшая жена…» посвящена, отчасти, другой женщине. Той, которая умастила драгоценным миром Сына Божия на вечере в доме Симона - прокажённого, в Великую среду. Евангелист Лука называет её раскаявшейся грешницей.

Помазание в том время было одним из проявлений священнодействия. Оно означало Божье благословение. Помазывались цари, первосвященники, существовал также ритуал помазания умерших. Женщина возлила миро на главу Христа и тем самым оказала ему особые почести. Она указала на его царский и первосвященнический статус, а также невольно пророчествовала о скорой смерти и погребении Сына Божия.

Евангелисты не приводят никаких слов той раскаявшейся грешницы. Но свой голос ей дала инокиня Кассия:

"Отпусти мне грехи, как я распустила волосы
Полюби меня, любящую Тебя, заслуженно ненавидимую всеми..."

"Увы мне...
Прими мои источники слез,
из облаков изводящий воду моря...

Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует?
Спасающий души, Спаситель мой,
меня, рабу Твою, не презри,
имеющий безмерную милость!"

В этих строках есть и особая смелость, и особая кротость. Это личное общение с Богом, которое строится на любви и на глубокой вере.

Кассия противопоставляет грешную жену и Иуду, который в тот же вечер решился на предательство:

"Когда грешница приносила миро,
тогда ученик сговаривался с беззаконниками.
Одна радовалась, тратя миро драгоценное,
другой же спешил продать Бесценного.
Та Владыку познавала,
а этот от Владыки отдалялся.
Та свободу получала,
а Иуда становился рабом врага.
Страшное дело – небрежение,
великое – покаяние:
даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас,
и спаси нас..."

Это два разных пути, говорит нам Кассия: щедрость и алчность, покаяние и предательство, любовь и злоба. Один из них - путь жизни, другой - путь смерти.

Радио ВЕРА

Последние записи

30 апреля. О святости Преподобного Александра Свирского

Сегодня 30 апреля. День памяти Преподобного Александра Свирского, жившего в XV веке. О его святости, — протоиерей Максим Горожанкин.

30.04.2024

30 апреля. О смысле притчи о талантах

Сегодня 30 апреля. Великий вторник. О смысле притчи о талантах, воспоминаемой за богослужением в этот день, — священник Николай Дубинин.

30.04.2024

30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны. О служении пожарных, — протоиерей Василий Гелеван.

30.04.2024

Неожиданный опыт. Наталья Сазонова

В храм я стала ходить уже подростком. И своего опыта детской веры я не получила.…

30.04.2024

Сербский выбор. Илья Муромский

Глядя на старших ребят в школе, я думал, что всё, чем они занимаются — это…

30.04.2024

Начальник тишины. Илья Муромский

Наша семья любит посещать святую обитель недалеко от Калуги. Она называется Тихонова Пустынь. Туда мы…

30.04.2024

This website uses cookies.